Действующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Подраздел 3 SWOT-анализ развития сферы туризма в Тверской области

Сильные стороны всех видов туризма (преимущества)

Слабые стороны всех видов туризма (недостатки)

Выгодное географическое положение;
хорошая транспортная доступность;
наличие уникальных памятников истории и культуры;
богатые природно-рекреационные ресурсы;
наличие дифференцированного туристского продукта;
наличие исконно тверских народных промыслов (золотое шитье и т.п.);
экологически чистые территории;
активная позиция и заинтересованность в развитии туризма руководства Тверской области, муниципальных образований Тверской области, представителей деловых и научных кругов

Высокая сезонность туризма;
ограниченная транспортная доступность отдаленных туристских центров и территорий;
недостаточный уровень благоустройства и неудовлетворительные условия содержания зданий и сооружений, а также прилегающих территорий, входящих в основные туристские маршруты по Тверской области;
недостаточно развитая придорожная инфраструктура;
недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма;
низкое качество сервиса туристской инфраструктуры;
несоответствие цены и качества услуг;
недостаточная информированность о Тверской области как о туристской дестинации, в том числе в сети Интернет;
недостаточно активное продвижение туристских возможностей Тверской области на внутрироссийском и международном туристских рынках;
отсутствие полной отраслевой статистики;
слабое научное обеспечение сферы туризма;
неготовность населения Тверской области к работе с туристами;
слабая система межотраслевого сотрудничества;
недостаточная координация усилий исполнительных органов государственной власти Тверской области, муниципальных образований Тверской области, общественных организаций и бизнеса по вопросам развития туризма;
недостаточно полная законодательная база на региональном уровне;
низкое качество существующего туристского продукта;
отсутствие единых планов развития туристскоориентированных территорий

Сильные стороны культурно-познавательного туризма (преимущества)

Слабые стороны культурно-познавательного туризма (недостатки)

Наличие более 9,5 тыс. памятников истории и культуры;
наличие 14 "исторических городов";
наличие уникальных храмов и монастырей, имеющих национальное значение (Нилова Пустынь в Осташковском районе, Свято Успенский Старицкий монастырь, Борисоглебский монастырь в Торжке);
наличие квалифицированных экскурсоводов и гидов

Неудовлетворительное состояние многих памятников истории и культуры, недостаточное финансирование работ по их реставрации в районах, перспективных для развития туризма;
отсутствие инфраструктуры, подъездных путей, стоянок, смотровых площадок, обустройства объектов показа, системы обеспечения безопасности и т.п.;
недостаточное количество новых конкурентоспособных турпродуктов;
недостаточное количество новых аттракторов (объектов притяжения туристов);
слабая обеспеченность квалифицированными экскурсоводами и гидами;
конкуренция со стороны регионов, обладающих высоким культурным потенциалом (регионы "Золотого кольца", Новгородская область и др.)

Сильные стороны водного туризма (преимущества)

Слабые стороны водного туризма (недостатки)

Наличие богатого природного потенциала: около 800 рек (в том числе р. Волга), 1700 озер (в том числе оз. Селигер), 5 крупных водохранилищ;
наличие инфраструктуры водного туризма: 4 причала, способных принимать трехпалубные корабли;
10 официально зарегистрированных яхт-клубов (в стадии строительства находятся еще 6), 4 официально зарегистрированных марины, 3 заправочные станции;
наличие крупных инвестиционных проектов, направленных в том числе на развитие водного туризма;
членство в международном туристском проекте "Великая Волга";
наличие местных туроператоров по речному туризму

Высокая сезонность турпродукта;
неразвитость береговой инфраструктуры;
высокая степень изношенности судов, отсутствие средств на закупку современных новых судов;
неразвитость внутренних речных перевозок

Сильные стороны событийного туризма (преимущества)

Слабые стороны событийного туризма
(недостатки)

Выгодное географическое положение в 150 км от Москвы и 500 км от Санкт-Петербурга;
хорошая транспортная доступность на железнодорожном и автомобильном транспорте (в том числе на скоростном поезде "Сапсан"), начато строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург;
проведение мероприятий российского масштаба различной тематики;
наличие возможности проведения мероприятий на территории любого муниципального района Тверской области

Недостаточное количество мест размещения туристского класса для приема массового туристского потока, низкое качество сервиса туристской инфраструктуры;
отсутствие современных конференц-помещений для проведения масштабных мероприятий международного уровня;
недостаточное количество организованного туристского транспорта;
слабая интеграция массовых мероприятий и туризма, недостаточное использование фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях;
зависимость от погодных условий;
слабая информированность населения Тверской области о событийных мероприятиях, проводимых в муниципальных образованиях Тверской области;
недостаточно высокий уровень подготовки и однообразность событийных мероприятий в муниципальных образованиях Тверской области

Возможности (перспективы) всех видов туризма до 2020 года

Угрозы всех видов туризма до 2020 года

Создание новых конкурентоспособных туристских предложений и объектов, в том числе всесезонных (событийные мероприятия, кулинарные туры, промышленный туризм, оригинальные анимационные программы и т.п.);
"перемещение" выставочно-конгрессных и иных деловых и событийных мероприятий из Москвы и Московской области на территорию Тверской области;
привлечение инвесторов с целью развития туристской инфраструктуры;
привлечение новых туроператоров, в том числе международных, с целью быстрого развития рынка туристских услуг в Тверской области;
активная маркетинговая политика;
расширение спектра предлагаемых услуг, улучшение качества обслуживания и безопасности туристов

Перенаправление туристских потоков, ранее ориентированных на Тверскую область, в другие регионы вследствие обострения конкуренции со стороны других туристских центров России ("Золотое кольцо России", Новгородская область, Вологодская область и др.);
потеря туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса;
рост цен на туристские услуги и, как следствие, сокращение потока въездных туристов;
недостаточное бюджетное финансирование мероприятий по развитию туристской отрасли;
недостаточные темпы развития полноценной туристской инфраструктуры;
слабое использование имеющегося туристского потенциала;
слабая координация исполнительных органов государственной власти Тверской области, муниципальных образований Тверской области, представителей деловых и научных кругов по развитию отрасли;
недостаточность рычагов воздействия на развитие отрасли и сложность в осуществлении контроля за деятельностью отрасли;
слабый обмен информацией и низкий уровень взаимодействия между участниками туристского рынка


Таким образом, на основе комплексного анализа имеющегося туристского потенциала Тверской области в качестве приоритетных видов туризма для региона можно выделить следующие:

а) культурно-познавательный туризм (данный вид туризма является основой туристской индустрии Тверской области, большая часть туристов пребывает в регион либо с культурно-познавательными целями либо включает в свой отдых экскурсии с посещением объектов культурного наследия);

б) водный туризм (Тверская область имеет значительный потенциал для развития водного туризма в связи с наличием большого количества водных ресурсов. Основными направлениями развития данного вида туризма являются круизный и яхтенный туризм);

в) событийный туризм (данный вид туризма является одним из важнейших элементов туристской индустрии, позволяющим не только создать информационный повод для привлечения внимания к региону, но и являющимся важнейшим элементом снижения сезонности туристского потока в регион. Исходя из необходимости привлечения дополнительных туристских потоков в регион основной упор в работе по развитию указанного вида туризма необходимо сделать на проведении мероприятий в осенний и весенний периоды).

Перспективными видами туризма для Тверской области являются следующие:

а) MICE туризм <1> (с учетом близости к московской агломерации, хорошей транспортной доступности и низкого, по сравнению с Москвой, уровня цен на гостиничные услуги MICE туризм потенциально может стать одним из важнейших направлений развития туристской индустрии Тверской области);

     ________________

<1> MICE означает четыре направления делового туризма:

Meetings - деловые встречи;

Incentives - поощрительные туры для сотрудников, партнеров, клиентов организаций и компаний;

Conferences - организация конференций, выставок и т.п.;

Events - организация корпоративных мероприятий.

б) агротуризм (данный вид туризма имеет особую социальную значимость для жителей сельской местности);

в) промышленный туризм (данный вид туризма в настоящее время один из наименее развитых в Тверской области, однако именно промышленный туризм является действенным механизмом продвижения на внешний рынок товаров местных производителей);

г) этнический (данный вид туризма имеет особую значимость для сохранения, развития и поддержания традиций и культуры народностей, населяющих Тверскую область);

д) рыболовный и охотничий (благодаря наличию разнообразных лесных и богатых водных ресурсов данный вид туризма является достаточно перспективным);

е) рекреационный, детский и семейный туризм (данный вид туризма играет важную социальную и воспитательную роль, в Тверской области имеется хорошая основа для развития данного вида туризма);

ж) санаторно-оздоровительный и лечебный туризм (благодаря наличию большого количества минеральных источников и благоприятной экологической обстановке данный вид туризма имеет значительные перспективы);

з) автотуризм (ежегодно увеличивается количество туристов, путешествующих самостоятельно на личных транспортных средствах. Близость к Европе и московской агломерации позволяет говорить о перспективах развития данного вида туризма в Тверской области);

и) социальный туризм (данный вид туризма играет важную социальную роль, развитие социального туризма направлено прежде всего на повышение качества жизни и качества отдыха таких категорий граждан как люди пожилого возраста и инвалиды).

Обеспечение развития приоритетных видов туризма связано прежде всего с необходимостью комплексного развития территорий, в рамках которого будут решаться проблемы развития инфраструктуры приема туристов, налаживания межотраслевого, межбюджетного и иного взаимодействия всех заинтересованных сторон по развитию туризма на территории Тверской области и повышения качества оказания туристских услуг. Однако на сегодняшний день законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура сферы туризма не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в Тверской области.