Действующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Раздел V Меры, направленные на достижение целей и задач Стратегии развития туризма в Тверской области


В соответствии с целями и задачами Стратегии, а также в связи с необходимостью системного подхода к решению обозначенных проблем требуется принятие следующих мер:

Задача 1. "Создание условий для эффективного развития туризма в Тверской области"

1.1

Разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере туризма (подготовка предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие туристскую деятельность на уровне Российской Федерации)

1.2

Совершенствование законодательства Тверской области в сфере туризма, направленное на стимулирование реализации инвестиционных проектов в данной сфере и создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма (внесение изменений в Закон Тверской области от 28.04.2010 N 41-ЗО "О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков" в части создания возможности присвоения статуса туристско-рекреационных парков инвестиционным проектам в сфере туризма; внесение изменений в Закон Тверской области от 26.03.1998 N 4-ОЗ-2 "О туристской деятельности в Тверской области" и т.п.)

1.3

Стимулирование развития предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в данной сфере (включение сферы туризма в программы поддержки малого бизнеса; разработка системы мер поддержки (в том числе размещение информации о данных предприятиях в каталогах и на официальных интернет-ресурсах) для предприятий туристской индустрии, развивающих внутренний и въездной туризм и т.п.)

1.4

Обеспечение прозрачности деятельности предприятий туристской индустрии (разработка механизмов, стимулирующих предприятия туристской сферы предоставлять объективные отчеты о своей деятельности)

1.5

Разработка и реализация проекта "Карта гостя Тверской области" (координация предприятий туристской и сопутствующей сфер с целью создания карты скидок, с помощью которой турист или житель области получает наиболее качественный сервис при оказании ему услуг. Обладателю карты предоставляются скидки на экскурсии, посещение музеев, покупки в магазинах, посещение мест общественного питания, проезд на общественном транспорте и т.п.)

1.6

Разработка и внедрение системы мер, направленных на обеспечение безопасности туристов, находящихся на территории Тверской области (создание системы патрулирования основных туристских центров Тверской области, оснащение основных точек притяжения туристов web-камерами и т.п.)

Задача 2. "Развитие и совершенствование туристской инфраструктуры (в том числе сопутствующей - дорожной инфраструктуры, транспорта и т.п.) и приближение ее к уровню международных требований"

2.1

Формирование на территории Тверской области туристских инвестиционных парков и площадок для размещения объектов туризма (подбор земельных участков и/или подготовка инвестиционных предложений для компаний, реализующих инвестиционные проекты в сфере туризма, в том числе в рамках создания туристских кластеров, автотуристских комплексов, пунктов туристских прибытий, современных причалов, обустройства береговой инфраструктуры на туристских стоянках области и т.п.)

2.2

Совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии Тверской области (создание и обеспечение функционирования сети туристских информационных центров (единая бесплатная справочно-информационная служба для туристов); необходимо создание минимум четырех туристских информационных центров, расположенных в различных районах Тверской области. Данные центры могут создаваться в любой форме (государственные и муниципальные автономные учреждения, некоммерческие партнерства, акционерные общества и т.п.))

2.3

Создание туристско-рекреационных кластеров Тверской области (согласно федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" в целях развития туризма на территории Российской Федерации необходимо применять "кластерный подход", который "предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг". На территории Тверской области необходимо создание минимум трех туристско-рекреационных кластеров (примеры: кластер водного и рекреационного туризма на базе территорий Калининского, Конаковского и Калязинского районов; кластер культурно-познавательного, экологического, рекреационного и религиозного туризма "Исток реки Волги"; кластеры культурно-познавательного и событийного туризма "Торжок", "Торопец" и т.п.)

2.4

Формирование новых туристских придорожных комплексов по местам прохождения существующих турпотоков (через Тверскую область проходят значительные транзитные потоки туристов по трассам М10 "Москва - Санкт-Петербург" и М9 "Москва - Рига", кроме того, Калязинский район примыкает к туристскому маршруту "Золотое кольцо России". С целью "остановки" данных турпотоков на территории тверского региона необходимо формирование туристских придорожных комплексов, включающих в себя объекты размещения туристского класса, объекты питания, места продажи сувенирной продукции, площадки для организации анимационной программы и т.п.)

2.5

Интеграция культуры и туризма, повышение привлекательности действующих объектов культурно-познавательного туризма и создание новых аттракторов (вовлечение в туристских оборот объектов историко-культурного наследия региона, создание/реконструкция на объектах туристского посещения, связанных с историко-культурным и архитектурным наследием, объектов инфраструктуры, создание новых аттракторов (объектов притяжения), в том числе обновление и создание новых экспозиций, создание и развитие интерактивных программ и т.п.)

Задача 3. "Налаживание межотраслевого, межбюджетного и иного взаимодействия всех заинтересованных сторон по развитию туризма на территории Тверской области, в том числе с использованием кластерного подхода"

3.1

Активное взаимодействие с муниципальными образованиями Тверской области (ввиду того, что понятие "туризм" связано прежде всего с развитием конкретных территорий, в рамках данного мероприятия предполагается осуществлять стимулирование развития туризма на местах и формирование отдельных муниципальных программ по развитию отрасли, объединение муниципалитетов по зонам и стимулирование развития совместного межмуниципального туризма путем создания и обеспечения функционирования межмуниципальных координационных советов (согласно поправкам, внесенным в 2008 году в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы создания условий для развития туризма стали также входить в компетенцию органов местного самоуправления)

3.2

Обеспечение работы Координационного совета по туризму для повышения эффективности государственного регулирования туристской деятельности и обеспечения межотраслевой координации в сфере туризма (ввиду того, что туризм носит межотраслевой характер, необходимо создание совещательного органа, включающего в себя помимо представителей курирующего исполнительного органа государственной власти и туристского бизнеса представителей исполнительных органов государственной власти Тверской области, ответственных за сферы культуры, спорта, молодежной политики, дорожного хозяйства, имущественных и земельных отношений, природных ресурсов)

3.3

Обеспечение работы рабочей группы по туризму при Министерстве экономического развития Тверской области (обеспечение работы совещательного органа, созданного при Министерстве экономического развития Тверской области и включающего в себя представителей турбизнеса и общественных туристских объединений с целью оказания консультационных услуг и экспертной оценки мероприятий в сфере туризма, проводимых Министерством экономического развития Тверской области)

Задача 4. "Формирование конкурентоспособного туристского продукта"

4.1

Мероприятия по формированию нового и совершенствованию существующего туристского предложения Тверской области в сфере культурно-познавательного, водного, событийного, MICE туризма, агротуризма, промышленного, этнического, рыболовного и охотничьего, рекреационного, детского и семейного, санаторно-оздоровительного и лечебного туризма, автотуризма, социального туризма (в том числе разработка отдельных программ по развитию конкретных видов туризма)

(в сфере культурно-познавательного туризма: вовлечение в развитие сферы туризма музейной сети региона, создание новых музеев и экспозиций, туристских культурно-образовательных центров, создание отдельного путеводителя по музеям Тверской области, формирование музейных туров; введение культурных мероприятий (народных праздников, фестивалей, ярмарок и т.п.) в туристские программы, широкое внедрение программ культурного туризма как составной части в программы других видов туризма, состыковка программ развития сферы культуры с аналогичными программами по туризму;

в сфере водного туризма (круизный и яхтенный туризм): круизный туризм: разработка мер поддержки операторам, работающим в сфере приема туристских групп, прибывающих в Тверскую область по воде; расширение круизных маршрутов с использованием рек, озер и водохранилищ региона; насыщение данных маршрутов различными программами, увеличивающими длительность пребывания туристов в Тверской области. Яхтенный туризм: проведение мероприятий, направленных на позиционирование Тверской области в качестве центра яхтенного туризма России (целевая аудитория - жители Москвы и Московской области); принятие мер, направленных на перемещение на территорию Тверской области международных и межрегиональных мероприятий в сфере водных видов спорта; издание и распространение отдельных путеводителей по Тверской области для яхтсменов; стимулирование развития инфраструктуры водного туризма (приоритет - яхтенный и круизный туризм);

в сфере событийного туризма: формирование единой системы туристских событийных мероприятий (событийного календаря) Тверской области с учетом интересов различных целевых групп; организация тематических мероприятий (посвященных конкретной дате, событию и ориентированных на конкретную аудиторию) и уникальных мероприятий (в основу которых положены уникальный повод или тема, не имеющие аналогов в России и ориентированные на широкую аудиторию); содействие представителям туристского бизнеса в организации массовых мероприятий туристской направленности; создание и развитие материально-технической базы событийного туризма;

в сфере MICE туризма: создание бизнес-календаря Тверской области, продвижение Тверской области в качестве территории, благоприятной для проведения деловых и корпоративных мероприятий (конференций, инвестиционных бизнес-форумов, профильных выставок и т.п.);

в сфере агротуризма: стимулирование жителей сельской местности к развитию агротуризма, разработка мер поддержки предпринимателей в сфере агротуризма, участие в федеральных и иных некоммерческих программах по развитию агротуризма (пример: naselo.ru), издание тематического путеводителя по агротуристским фермам Тверской области и т.п.;

в сфере промышленного туризма: стимулирование промышленных предприятий Тверской области к формированию специальных экскурсионных программ (дегустаций, мастер-классов и т.п.) для туристов в качестве одного из наиболее действенных механизмов продвижения на внешний рынок своей продукции;

в сфере этнического туризма: разработка комплекса мер по созданию туристских этнодеревень, ориентированных на сохранение, развитие и поддержание традиций и культуры народностей, населяющих Тверскую область (русской, карельской и т.п.), с развитой инфраструктурой отдыха, постройками в традиционном стиле, местами питания с блюдами традиционной кухни, ремесленными и образовательными центрами и т.п.;

в сфере рыболовного и охотничьего туризма: использование в туристских целях природного потенциала Тверской области (в сфере охоты и рыбалки), обеспечивающее вместе с тем сохранение и бережное использование природных ресурсов региона;

в сфере рекреационного, детского и семейного туризма: разработка совместно с Министерством образования Тверской области специализированных программ, направленных на поддержку предприятий туризма, оказывающих услуги в сфере организации детского отдыха, а также лечебно-оздоровительных и обучающих программ для детей;

в сфере санаторно-оздоровительного и лечебного туризма: использование в туристских целях оздоровительных ресурсов Тверской области (бальнеологические ресурсы, природные и климатические условия и т.п.);

в сфере автотуризма: создание объектов придорожного сервиса с автостоянками, предприятиями придорожной торговли и питания, станциями технического обслуживания легкового и пассажирского автотранспорта, объектов размещения и кемпингов на участках федеральных и региональных трасс по местам прохождения основных турпотоков;

в сфере социального туризма: разработка совместно с Министерством социальной защиты населения Тверской области программ государственной поддержки, направленных на повышение качества отдыха на территории Тверской области таких категорий граждан как люди пожилого возраста и люди с ограниченными возможностями)

4.2

Формирование и продвижение брендовых туристских маршрутов Тверской области (определение уникальных особенностей Тверской области, привлекательных с точки зрения туризма, формирование туристских маршрутов по Тверской области с учетом указанных особенностей, продвижение данных маршрутов)

Задача 5. "Продвижение Тверской области на российском и международном туристских рынках, обеспечивающее позитивный имидж и узнаваемость Тверской области как туристской дестинации"

5.1

Продвижение Тверской области на российском и международном туристских рынках как региона, благоприятного для туризма, для инвестирования в объекты туристской инфраструктуры и т.п. (разработка маркетинговой стратегии продвижения туристских возможностей Тверской области; продвижение туристского бренда Тверской области (основной бренд, дополнительные бренды, темы); создание и поддержание туристского информационного портала Тверской области; издание и распространение рекламных материалов (буклеты, путеводители, календари, плакаты, карты, фотоальбомы и т.п. на различных языках); создание серии видеофильмов о важнейших объектах туризма и туристских маршрутах Тверской области на русском и английском языках; участие в международных и межрегиональных туристских выставках; проведение ознакомительных поездок для российских и зарубежных средств массовой информации и туроператоров по туристским объектам и маршрутам Тверской области; организация на территории Тверской области конференций, выставок, симпозиумов и т.п. российского и международного уровней; участие в аналогичных мероприятиях, проводимых другими регионами и странами; организация и проведение Дней Тверской области в регионах Российской Федерации и за рубежом; содействие развитию производства сувенирной продукции)

5.2

Продвижения туризма среди населения Тверской области как отрасли экономики и сферы профессиональной деятельности, способствующей росту благосостояния и приносящей пользу для каждого жителя Тверской области (проведение специализированных акций, конкурсов и т.п., направленных на продвижение положительных результатов для Тверской области от развития туризма; печать специализированных периодических изданий, посвященных возможностям отдыха в Тверской области (аудитория - жители Тверской области)

Задача 6. "Содействие развитию взаимовыгодных межрегиональных и международных связей в сфере туризма"

6.1

Интеграция Тверской области в систему российского и мирового туристского рынка (взаимодействие с соседними регионами и формирование совместных межрегиональных маршрутов (приоритеты - Ярославская, Вологодская области; Московская, Новгородская, Ленинградская области - создание единого туристского пространства между Москвой и Санкт-Петербургом), включение региона в уже существующие и формирующиеся межрегиональные и международные туристские маршруты ("Великая Волга" и т.п.); определение межрегиональных и международных туристских маршрутов, перспективных для развития туризма в Тверской области, включение региона в данные маршруты, активная работа по продвижению совместного бренда)

6.2

Изучение законодательной базы и конкурентных преимуществ других регионов Центрального федерального округа Российской Федерации с целью выявления сильных и слабых сторон Тверской области в сфере развития туризма, а также с целью адаптации опыта и формирования совместных межрегиональных туристских маршрутов (реализация данного мероприятия возможна как через получение информации из открытых источников, так и путем совершения ознакомительных поездок с целью обмена опытом)

Задача 7. "Повышение качества оказания туристских и сопутствующих услуг"

7.1

Содействие развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров (в том числе преподавательский состав) (совершенствование деятельности учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для туристской отрасли;

участие в разработке и совершенствовании учебных программ для специальностей туристской индустрии, совершенствование учебно-методической базы туризма;

совершенствование и реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации экскурсоводов и гидов;

совершенствование и реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации обслуживающего персонала в сфере туризма;

создание и ведение реестра специалистов туристской индустрии (выпускники, профессорско-преподавательский состав и т.п.);

создание системы взаимодействия предприятий туристской сферы и учебных заведений, готовящих кадры для туризма;

регулярный мониторинг состояния кадров сферы туризма, определение необходимого их количества с учетом перспектив развития отрасли, формирование предложений по государственному заказу на подготовку и повышение квалификации специалистов в сфере туризма;

проведение семинаров, конференций по проблемам улучшения качества предоставления туристских услуг)

7.2

Проведение областных конкурсов в сфере качества и профессионального ведения туристского бизнеса и деятельности муниципальных образований Тверской области по развитию туризма (ежегодный отбор (на основании решения специально созданного экспертного совета) и награждение предприятий и организаций, предоставляющих наиболее качественные услуги в сфере туризма, и муниципальных образований Тверской области за достижения по развитию туризма)

7.3

Содействие повышению качества туристских услуг, развитие профессиональных навыков у специалистов, работающих в туристской отрасли (разработка и внедрение новых форм и видов работы с туристами, прогрессивных технологий туристского обслуживания, стандартов качества для средств размещения и предприятий туризма.

Проведение мониторинга качества услуг, предоставляемых предприятиями туристской индустрии.

Проведение профессиональных конкурсов, научно-практических конференций, информационных, обучающих и проектных семинаров, круглых столов)

Задача 8. "Научное обеспечение туристской деятельности"

8.1

Совершенствование статистического учета в сфере туризма (разработка (совместно с образовательными учреждениями Тверской области) предложений по совершенствованию статистического учета в сфере туризма;

анализ и использование международного опыта и опыта других регионов Российской Федерации по совершенствованию статистического учета, совершенствованию системы показателей и индикаторов, дающих объективное представление об экономических, социальных и иных выгодах от развития туризма)

8.2

Проведение ежегодного мониторинга и специализированных исследований в сфере туризма (определение качественных и количественных показателей развития отрасли, исследование влияния туризма на экономику региона, анализ перспектив развития туристской индустрии и т.п.;

проведение аудита дорожной сети и объектов придорожного сервиса с целью выявления участков дорог, состояние которых тормозит развитие существующих туристских маршрутов, введение дополнительного коэффициента, предусматривающего приоритетный ремонт дорог, по которым проходят наиболее важные региональные, межрегиональные и трансграничные туристские маршруты;

разработка и внедрение единой системы оценки качества обслуживания туристов; формирование на ее основе требований к предприятиям и организациям, претендующим на участие в мероприятиях, организуемых исполнительными органами государственной власти Тверской области (участие в информационных мероприятиях и выставках, размещение информации на информационном туристском портале и в региональных изданиях, посвященных туристским ресурсам региона и т.п.);

проведение оценки и анализа туристских ресурсов региона;

создание реестра туристских ресурсов Тверской области и их картографирование;

разработка генерального плана-схемы размещения объектов инфраструктуры туризма в Тверской области (для планирования и контроля);

научные исследования по выявлению туристских территорий (зон) с сильной антропогенной нагрузкой, определение допустимой нагрузки на природные и историко-культурные объекты, осуществление постоянного мониторинга их состояния)

8.3

Организация научно-исследовательской деятельности предприятий и организаций Тверской области, занятых в сфере туризма и сопутствующих сферах (стимулирование деятельности научных центров Тверской области, предприятий и организаций, занятых в сфере туризма и сопутствующих сферах, по проведению фундаментальных и прикладных исследований в сфере туризма с последующей организацией их внедрения)


Реализация перечисленных в настоящем разделе мер позволит значительно увеличить поток туристов и приток денежных поступлений в экономику региона, обеспечить рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а также, учитывая значительный мультипликативный эффект туризма, стимулировать развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения. Реализация указанных мер должна осуществляться совместными усилиями исполнительных органов государственной власти, муниципальных властей, представителей деловых и образовательных кругов и общества в целом.