Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


Подраздел III. Сравнение сценариев и выбор приоритетного сценария для Тверской области


82. Сравнительный анализ сценариев развития Тверской области

 Инерционный        

 Инновационный        

Базовый процесс

Максимальная капитализация

используемых ресурсов      

Технологическая модернизация

и диверсификация экономики и

формирование новых отраслей

специализации региона       

Основные

факторы, которые

способствуют

реализации

сценария        

1. Незначительный рост

некоторых потребительских

рынков.

2. Реализация

государственной политики

защиты рынков (бюджетное

софинансирование

реформирования ЖКХ,

"заградительные" пошлины на

импорт продовольствия и

т.д.).

3. Сохранение основных

факторов производства

(земля, производственные

фонды и т.д.)              

1. Запуск инвестиционных

процессов и появление новых

динамично растущих отраслей

в регионе.

2. Изменение характера

экономического роста в

условиях его замедления

(повышение технологичности,

экономичности и

эффективности бизнеса).

3. Реализация кластерной

политики                    

Основной

эксплуатируемый

ресурс          

1. Природные и земельные

ресурсы.

2. Производственный

потенциал.

3. Экономико-географическое

положение.

4. Относительно низкая

стоимость трудовых ресурсов

1. Современная

производственная,

инновационная, транспортная

инфраструктура.

2. Качественный человеческий

ресурс и востребованная

региональной экономикой

высококвалифицированная

рабочая сила.

3. Повышение стоимости

трудовых ресурсов.

4. Экономико-географическое

положение (близость к

растущему рынку Московской

агломерации).

5. Высокоорганизованная

урбанизированная среда      

Экономика       

1. Ограниченное расширение

существующих производств.

2. В целом сохранение

корпоративной структуры

(возможно включение

некоторых производств в

интегрированные структуры).

3. Отсутствие

инвестиционных проектов с

высоким уровнем

запускаемого

мультипликативного эффекта

для региональной экономики

1. Формирование

конкурентоспособных

кластеров. Наличие

эффективного малого и

среднего бизнеса.

2. Поддержка выхода

формируемых кластеров и

отдельных предприятий на

новые товарные и

географические рынки.

3. Формирование

инновационных

высокотехнологичных секторов

в экономике. Размещение в

регионе ведущих российских и

зарубежных компаний в

выбранных приоритетных

отраслях.

4. Рост сектора качественных

технологичных услуг для

индустрии и жителей региона

Демографическая

ситуация        

1. Миграционный отток

высокообразованного

населения из региона,

ограниченный приток

мигрантов из стран СНГ.

2. Выход на стабильные

показатели естественного

воспроизводства населения и

их последующее сохранение  

Удержание населения и приток

в регион квалифицированных

кадров (в силу расширения

возможностей рынка труда и

организации качественной

среды для жизни населения)  

Социальная

инфраструктура  

1. Сохранение дисбаланса в

социальных инфраструктурах

(потребитель-сеть).

2. Сохранение и рост

бюджетной сети             

1. Переход учреждений

социальной инфраструктуры на

результативное управление и

финансирование.

2. Развитие новых форм

предоставления социальных

услуг и повышение их

качества                    

Рынок труда     

1. Рост рынка труда в

сегменте спроса на рабочие

кадры и специалистов со

средним профессиональным

образованием.

2. Модернизация системы

начального, среднего

профессионального

образования и высшего

профессионального

образования под учет

требований федеральных

государственных

образовательных стандартов

Усложнение рынка труда:

1. Модернизация высшего и

среднего профессионального

образования на основе

вовлечения работодателей в

определение требований к

системе подготовки кадров.

2. Реформирование рабочих

мест.

3. Изменение структуры

вакансий - снижение спроса

на низкоквалифицированную

рабочую силу                

Инфраструктурная

обеспеченность  

1. Нарастание

инфраструктурных

ограничений (прежде всего

объектов инженерной

инфраструктуры).

2. Дефицит производственных

площадок.

3. Модернизация

существующей транспортной

инфраструктуры             

1. Модернизация инженерных и

энергетических

инфраструктур.

2. Формирование современной

производственной,

технологической и

инновационной

инфраструктуры.

3. Укрепление существующей

финансовой инфраструктуры,

повышение способности

банков, функционирующих на

территории региона,

осуществлять кредитование

крупных проектов            

Система

расселения      

1. Концентрация населения в

городе Твери, вокруг

регионального центра и в

нескольких городских

округах Тверской области

(г. Ржев, г. Торжок, г.

Конаково, г. Старица).

2. Территориальные

дисбалансы.

3. Увеличение доли

населенных пунктов с

уменьшающейся численностью

постоянного населения      

1. Качественная модернизация

городской среды Твери,

завершение форматизации

рынков недвижимости.

2. Повышение качества жизни

в сельской местности

(обеспечение инженерной и

социальной инфраструктуры).

3. Удержание населения малых

городов области путем

развития агропромышленного

кластера                    

Этапы реализации

сценария        

1 этап (2013 - 2015 гг.) -

преодоление рецессии,

связанной с влиянием

последствий социально-

экономического кризиса, а

также мировых и российских

трендов в развитии.

2 этап (2015 - 2020 гг.) -

восстановительный рост,

связанный с капитализацией

имеющихся активов.

3 этап (2021 - 2030 гг.) -

замедление темпов роста,

связанных с пределами

вовлечения ресурсов        

1 этап (2013 - 2020 гг.) -

запуск проектов развития,

обеспечение роста новых

отраслей посредством

формирования современной

производственной и

технологической

инфраструктуры.

2 этап (2021 - 2030 гг.) -

развитие человеческого

капитала, укрепление новых

секторов                    

Риски, способные

возникнуть при

реализации

сценария        

1. Замедление темпов роста

экономики.

2. Снижение

конкурентоспособности

(устойчивости) территории.

3. Нарастание проблем и

диспропорций роста

региональной экономики.

4. Утрата традиционной

производственной базы

вследствие исчерпания

прежнего ресурса.

5. Рост нагрузки на бюджет

1. Высокая потребность в

ресурсах для реализации, не

сопоставимая с возможностями

региона (потребность в

поддержке федеральной власти

и участии бизнеса).

2. Организационные

сложности.

3. Масштабность проектов,

требующих реализации        


83. Таким образом, наиболее перспективным с точки зрения качественного социально-экономического развития Тверской области является инновационный сценарий развития региона, хотя он требует больших финансовых вложений и организационных мероприятий, в том числе:

а) проведение специализированной инвестиционной политики на основе выработанной инвестиционной стратегии Тверской области и привлечение капитальных вложений в проекты, трансформирующие экономику и ее структуру, а также запускающие мультипликативный эффект прироста доходов и способствующие повышению доходной части регионального бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Тверской области;

б) мобилизация государственных ресурсов (внедрение современных стандартов управления в государственных органах власти, повышение доступности и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг и т.д.) в интересах повышения качества жизни населения;

в) создание новых эффективных коалиций регионального развития, в том числе за счет разработки и реализации Концепции промышленного развития Тверской области на период до 2020 года и выбранных приоритетов региональной государственной промышленной политики:

усиление вектора инновационного развития промышленности;

создание современных комплексных производственных площадок;

поддержка предпринимательства в промышленности, осуществляющего развитие новых промышленных производств на основе конкурентоспособных, ресурсосберегающих, наукоемких технологий;

создание благоприятного инвестиционного климата по привлечению инвестиций в промышленное производство;

развитие системы областных фондов поддержки инновационной деятельности, включая государственно-частные фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;

формирование перспективной системы подготовки квалифицированных кадров для хозяйствующих субъектов промышленности;

организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления по развитию промышленного потенциала области, а также совершенствование взаимодействия власти, бизнеса и общества;

г) синхронизация планов развития всех субъектов развития территории;

д) сглаживание дифференциации в уровне и качестве жизни населения, в том числе за счет создания условий:

для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары, услуги общественного питания и бытового обслуживания по доступным ценам в пределах территориальной доступности в рамках реализации стратегии "Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Тверской области на 2013 - 2020 годы";

для формирования высокоразвитой конкурентоспособной туристкой индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей области, российских и иностранных граждан в туристских услугах, а также создающей основу для самозанятости населения в рамках реализации Стратегии развития туризма в Тверской области.