82. Сравнительный анализ сценариев развития Тверской области
Инерционный | Инновационный | |
Базовый процесс | Максимальная капитализация используемых ресурсов | Технологическая модернизация и диверсификация экономики и формирование новых отраслей специализации региона |
Основные факторы, которые способствуют реализации сценария | 1. Незначительный рост некоторых потребительских рынков. 2. Реализация государственной политики защиты рынков (бюджетное софинансирование реформирования ЖКХ, "заградительные" пошлины на импорт продовольствия и т.д.). 3. Сохранение основных факторов производства (земля, производственные фонды и т.д.) | 1. Запуск инвестиционных процессов и появление новых динамично растущих отраслей в регионе. 2. Изменение характера экономического роста в условиях его замедления (повышение технологичности, экономичности и эффективности бизнеса). 3. Реализация кластерной политики |
Основной эксплуатируемый ресурс | 1. Природные и земельные ресурсы. 2. Производственный потенциал. 3. Экономико-географическое положение. 4. Относительно низкая стоимость трудовых ресурсов | 1. Современная производственная, инновационная, транспортная инфраструктура. 2. Качественный человеческий ресурс и востребованная региональной экономикой высококвалифицированная рабочая сила. 3. Повышение стоимости трудовых ресурсов. 4. Экономико-географическое положение (близость к растущему рынку Московской агломерации). 5. Высокоорганизованная урбанизированная среда |
Экономика | 1. Ограниченное расширение существующих производств. 2. В целом сохранение корпоративной структуры (возможно включение некоторых производств в интегрированные структуры). 3. Отсутствие инвестиционных проектов с высоким уровнем запускаемого мультипликативного эффекта для региональной экономики | 1. Формирование конкурентоспособных кластеров. Наличие эффективного малого и среднего бизнеса. 2. Поддержка выхода формируемых кластеров и отдельных предприятий на новые товарные и географические рынки. 3. Формирование инновационных высокотехнологичных секторов в экономике. Размещение в регионе ведущих российских и зарубежных компаний в выбранных приоритетных отраслях. 4. Рост сектора качественных технологичных услуг для индустрии и жителей региона |
Демографическая ситуация | 1. Миграционный отток высокообразованного населения из региона, ограниченный приток мигрантов из стран СНГ. 2. Выход на стабильные показатели естественного воспроизводства населения и их последующее сохранение | Удержание населения и приток в регион квалифицированных кадров (в силу расширения возможностей рынка труда и организации качественной среды для жизни населения) |
Социальная инфраструктура | 1. Сохранение дисбаланса в социальных инфраструктурах (потребитель-сеть). 2. Сохранение и рост бюджетной сети | 1. Переход учреждений социальной инфраструктуры на результативное управление и финансирование. 2. Развитие новых форм предоставления социальных услуг и повышение их качества |
Рынок труда | 1. Рост рынка труда в сегменте спроса на рабочие кадры и специалистов со средним профессиональным образованием. 2. Модернизация системы начального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования под учет требований федеральных государственных образовательных стандартов | Усложнение рынка труда: 1. Модернизация высшего и среднего профессионального образования на основе вовлечения работодателей в определение требований к системе подготовки кадров. 2. Реформирование рабочих мест. 3. Изменение структуры вакансий - снижение спроса на низкоквалифицированную рабочую силу |
Инфраструктурная обеспеченность | 1. Нарастание инфраструктурных ограничений (прежде всего объектов инженерной инфраструктуры). 2. Дефицит производственных площадок. 3. Модернизация существующей транспортной инфраструктуры | 1. Модернизация инженерных и энергетических инфраструктур. 2. Формирование современной производственной, технологической и инновационной инфраструктуры. 3. Укрепление существующей финансовой инфраструктуры, повышение способности банков, функционирующих на территории региона, осуществлять кредитование крупных проектов |
Система расселения | 1. Концентрация населения в городе Твери, вокруг регионального центра и в нескольких городских округах Тверской области (г. Ржев, г. Торжок, г. Конаково, г. Старица). 2. Территориальные дисбалансы. 3. Увеличение доли населенных пунктов с уменьшающейся численностью постоянного населения | 1. Качественная модернизация городской среды Твери, завершение форматизации рынков недвижимости. 2. Повышение качества жизни в сельской местности (обеспечение инженерной и социальной инфраструктуры). 3. Удержание населения малых городов области путем развития агропромышленного кластера |
Этапы реализации сценария | 1 этап (2013 - 2015 гг.) - преодоление рецессии, связанной с влиянием последствий социально- экономического кризиса, а также мировых и российских трендов в развитии. 2 этап (2015 - 2020 гг.) - восстановительный рост, связанный с капитализацией имеющихся активов. 3 этап (2021 - 2030 гг.) - замедление темпов роста, связанных с пределами вовлечения ресурсов | 1 этап (2013 - 2020 гг.) - запуск проектов развития, обеспечение роста новых отраслей посредством формирования современной производственной и технологической инфраструктуры. 2 этап (2021 - 2030 гг.) - развитие человеческого капитала, укрепление новых секторов |
Риски, способные возникнуть при реализации сценария | 1. Замедление темпов роста экономики. 2. Снижение конкурентоспособности (устойчивости) территории. 3. Нарастание проблем и диспропорций роста региональной экономики. 4. Утрата традиционной производственной базы вследствие исчерпания прежнего ресурса. 5. Рост нагрузки на бюджет | 1. Высокая потребность в ресурсах для реализации, не сопоставимая с возможностями региона (потребность в поддержке федеральной власти и участии бизнеса). 2. Организационные сложности. 3. Масштабность проектов, требующих реализации |
83. Таким образом, наиболее перспективным с точки зрения качественного социально-экономического развития Тверской области является инновационный сценарий развития региона, хотя он требует больших финансовых вложений и организационных мероприятий, в том числе:
а) проведение специализированной инвестиционной политики на основе выработанной инвестиционной стратегии Тверской области и привлечение капитальных вложений в проекты, трансформирующие экономику и ее структуру, а также запускающие мультипликативный эффект прироста доходов и способствующие повышению доходной части регионального бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Тверской области;
б) мобилизация государственных ресурсов (внедрение современных стандартов управления в государственных органах власти, повышение доступности и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг и т.д.) в интересах повышения качества жизни населения;
в) создание новых эффективных коалиций регионального развития, в том числе за счет разработки и реализации Концепции промышленного развития Тверской области на период до 2020 года и выбранных приоритетов региональной государственной промышленной политики:
усиление вектора инновационного развития промышленности;
создание современных комплексных производственных площадок;
поддержка предпринимательства в промышленности, осуществляющего развитие новых промышленных производств на основе конкурентоспособных, ресурсосберегающих, наукоемких технологий;
создание благоприятного инвестиционного климата по привлечению инвестиций в промышленное производство;
развитие системы областных фондов поддержки инновационной деятельности, включая государственно-частные фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;
формирование перспективной системы подготовки квалифицированных кадров для хозяйствующих субъектов промышленности;
организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления по развитию промышленного потенциала области, а также совершенствование взаимодействия власти, бизнеса и общества;
г) синхронизация планов развития всех субъектов развития территории;
д) сглаживание дифференциации в уровне и качестве жизни населения, в том числе за счет создания условий:
для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары, услуги общественного питания и бытового обслуживания по доступным ценам в пределах территориальной доступности в рамках реализации стратегии "Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Тверской области на 2013 - 2020 годы";
для формирования высокоразвитой конкурентоспособной туристкой индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей области, российских и иностранных граждан в туристских услугах, а также создающей основу для самозанятости населения в рамках реализации Стратегии развития туризма в Тверской области.