Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


Подраздел II. Конкурентные преимущества Тверской области


43. В своем социально-экономическом развитии Тверская область демонстрирует изменения и тенденции, которые необходимо учитывать при реализации Стратегии.

44. Регион имеет достаточно развитый промышленный потенциал, составляющий 30,3% в валовом региональном продукте. В промышленном комплексе сосредоточено 25,5% основных фондов экономики области.

45. В демографической сфере сохранялась негативная ситуация, так как численность постоянного населения на 1 января 2013 года составила 1334,1 тыс. чел. и сократилась за 2012 год на 8,1 тыс. чел. Демографическая ситуация в 2012 году характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, которая во многом обусловлена старением населения: доля лиц старше трудоспособного возраста неуклонно увеличивается (в 2012 г. - 26,9%, в 2002 г. - 24,8%). Основные причины смертности: болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления и травмы. Эти причины характерны для России в целом и в Тверской области они не являются исключением. При этом работа по уменьшению смертности от этих причин может рассматриваться в качестве возможностей по снижению смертности. Некоторое ухудшение показателей младенческой смертности в 2012 году (младенческая смертность увеличилась до 9,8 человек на 1000 рожденных живыми по сравнению с 8,4 в 2011 году) объясняется переходом в 2012 году на регистрацию новорожденных с экстремально низкой массой тела в соответствии с критериями живорождений, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения.

46. Наблюдается существенное ухудшение результатов миграционных потоков на территории региона: миграционный прирост снизился в 2012 году в 3,4 раза по сравнению с 2011 годом и составил 738 человек. Такое незначительное по величине сальдо миграции не может оказать существенного влияния на демографическую ситуацию. Тем не менее миграционные потоки увеличиваются (число прибывших в 2012 году - 39280 человек, выбывших - 38 542 человек) и сопоставимы с численностью крупных районов Тверской области. Негативные изменения связаны с тем, что на фоне положительного сальдо международной миграции (6 451 человек в 2012 г.) возникает сопоставимое по размерам отрицательное сальдо межрегиональной миграции (- 5 713 человек в 2012 г.). Тверская область, привлекая достаточно большое для улучшения демографической ситуации количество мигрантов, в том числе из-за рубежа, одновременно оказывается донором населения и поставщиком трудовых ресурсов в другие регионы России.

47. В целом изменения показателей заболеваемости населения носят позитивный характер и заболеваемость в 2012 году снизилась по сравнению с 2011 годом. Однако увеличилась заболеваемость вирусным гепатитом и вирусом иммунодефицита человека. При этом в группе детей (0 - 14 лет) наблюдается рост заболеваемости по 6 причинам болезни из 19 (31,6%), что характеризуется как негативное изменение.

48. В целом число зарегистрированных преступлений в 2012 году снизилось: 25491 единица, или на 11,9% меньше, чем в 2011 году. Однако наблюдается рост зарегистрированных преступлений, связанных с мошенничеством (на 13,1%) и изнасилованием и покушением на изнасилование (на 37,5%). Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения сократилось на 11,4% и составило в 2012 году 1899,9 против 2143,2 в 2011 году. За 2012 год зарегистрировано 2 904 преступления экономической направленности, что на 5,7% больше, чем в 2011 году. Большинство из них (96,8%) относятся к преступлениям, предварительное следствие по которым обязательно. Раскрываемость преступлений в 2012 году составила 44,2% против 37,7% в 2011 году, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений - 64,3% против 50,6%.

49. За 2012 год по сравнению с 2011 годом номинальные денежные доходы населения Тверской области выросли на 15,1%, реальные доходы - выросли на 9,4%, денежные расходы и сбережения выросли на 16,0%. Потребительские расходы увеличились в 2012 году на 15,1%. В течение 2012 года наблюдалась тенденция роста номинальной и реальной среднемесячной заработной платы. В итоге номинальная заработная плата в 2012 году возросла по сравнению с 2011 годом на 11%, реальная заработная плата - на 5%. Данные изменения в уровне жизни населения могут оцениваться положительно.

50. На рынке труда Тверской области в 2012 году количество замещенных рабочих мест на крупных и средних предприятиях области снизилось на 2,0% по сравнению с 2011 годом. На конец 2012 года в статусе безработного находились 7187 человек, что на 1326 человек, или на 15,6% меньше, чем на конец 2011 года. К концу декабря 2012 года нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 0,8 человека (на конец декабря 2011 года - 0,8 человека). При этом по ежемесячным данным 2011 - 2012 годов в целом наблюдается тенденция снижения коэффициента напряженности на рынке труда, начиная с мая 2011 года его значение меньше 1. То есть зарегистрированных безработных даже количественно не хватает для закрытия вакантных рабочих мест, а с учетом профессионально-квалификационных характеристик работников возможности службы занятости населения по удовлетворению спроса работодателей оцениваются еще ниже. Такие изменения на рынке труда региона с позиций решения проблем безработицы можно считать положительными, но для экономики Тверской области в целом они скорее оцениваются отрицательно, поскольку отражают начинающийся дефицит трудовых ресурсов, вызванный в частности демографическими причинами.

51. Динамика годового оборота оптовой торговли (в ценах реализации, включая налог на добавленную стоимость и акцизы) неуклонно снижается, в 2011 году сокращение по сравнению с предыдущим годом составило 16,0%, в 2012 году - 14,0%. В частности, сокращаются и обороты организаций с основным видом экономической деятельности, оптовая торговля: в 2011 году - 9,0%, в 2012 году - 18,0%. Розничная продажа товаров в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросла на 8,0%. Запасы этих товаров в крупных и средних организациях розничной торговли увеличились на 17,0%. Таким образом, в сфере торговли наблюдается тенденция развития розничной торговли и вытеснения ею оптовой. Одна из причин этого может быть связана с организацией прямых поставок крупными предприятиями розничной торговли.

52. В сфере общественного питания в 2012 году отмечалось увеличение оборота общественного питания по сравнению с 2011 годом на 1,0%, что характеризуется положительно на фоне небольшого (- 0,5%) спада оборота в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Ежемесячная динамика оборота общественного питания характеризуется преимущественно положительно, прирост оборота в 2012 году в сравнении с соответствующими месяцами 2011 года составляет 1,0 - 7,0%. В четвертом квартале 2012 года оборот общественного питания был ниже, чем в соответствующем периоде 2011 года, но наблюдалась ежемесячная тенденция его увеличения. Можно говорить о положительных изменениях и постепенном развитии сферы общественного питания.

53. В сфере платных услуг населению наблюдается увеличение объема в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 5,0%. Ежемесячная динамика объема платных услуг населению характеризуется преимущественно положительно, прирост объема в 2012 году по сравнению с соответствующими месяцами 2011 года составляет 4,0 - 14,0%. В четвертом квартале 2012 года оборот платных услуг населению был ниже, чем в соответствующем периоде 2011 года, но наблюдалась ежемесячная тенденция его увеличения. Поскольку в 2011 году по сравнению с 2010 годом также наблюдался рост годового объема на 2,0%, в том числе по месяцам (в% к соответствующему месяцу 2010 года рост составлял 0,4 - 5,0%), то можно говорить об устойчивости положительных изменений. Таким образом, наблюдается положительная тенденция развития сферы платных услуг населению.

54. В сферах "Связь" и "Грузоперевозки" наблюдается рост, в сфере пассажирских перевозок - спад. Общий объем услуг, оказанных предприятиями связи по основной деятельности, за 2012 год составил 13229,0 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 1,8% больше, чем за 2011 год. Рост обусловлен расширением перечня услуг, оказываемых организациям и населению области предприятиями связи. Транспортных услуг по основной деятельности в 2012 году оказано на сумму 15781,1 млн. руб., или 107,4% в действующих ценах к уровню 2011 года.

В целом по области в 2012 году предприятиями транспорта перевезено грузов 7155,4 тыс. тонн (134,6% к уровню 2011 года), грузооборот составил 12165,9 млн. тонно-км (106,6% к уровню 2011 года).

Перевозка грузов внутренним водным транспортом занимает большую долю в общем объеме перевозимых грузов (66%) и составляет в 2012 году 4722,5 тыс. тонн (177,2% к уровню 2011 года). Крупными и средними организациями автомобильного транспорта за 2012 год перевезено грузов 1191,8 тыс. тонн, или 99,8% от уровня 2011 года. Грузооборот составил 652,2 млн. тонно-км, или 124,0% к уровню 2011 года. Среднее расстояние перевозки грузов - 547,2 км.

55. Перевозка пассажиров всеми видами транспорта в 2012 году составила 114,5 млн. человек, или 96,0% от уровня 2011 года, в том числе перевозка автомобильным транспортом составила 69,7 млн. человек, или 95,6% от уровня 2011 года.

56. Обязательным условием формирования Стратегии Тверской области для последующей реализации бюджетной политики должна являться ориентация на устойчивое наращивание собственной доходной базы региона.

Реализация Стратегии через проведение бюджетной политики Тверской области должна учитывать возможные сценарии экономического развития региона и межбюджетные отношения с федеральными органами власти и основываться на следующих принципах:

а) достоверность экономических прогнозов, используемых в бюджетном планировании;

б) формирование долгосрочного прогноза основных параметров развития Тверской области, основанных на реалистичных оценках;

в) стабильность и предсказуемость налоговой политики, усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при устойчивом выполнении фискальных функций;

г) проведение взвешенной долговой политики при строгом соблюдении законодательно установленных норм по дефициту областного бюджета, его ограничению;

д) полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной политики, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество;

е) планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, принятие новых расходных обязательств при наличии обоснованной оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения с учетом сроков и механизмов их реализации;

ж) распределение бюджетных средств, в том числе межбюджетных трансфертов местным бюджетам на основе формализованных процедур и методик с учетом особенностей развития территорий;

з) оказание методологической поддержки муниципальным образованиям по вопросам организации бюджетного процесса, планирования и исполнения местных бюджетов.

57. В настоящее время региональный бюджет является дефицитным, с тенденцией повышения доходной части бюджета, но сохраняющейся тенденцией увеличения государственного долга, что повышает риск формирования все больших расходов на выплату процентов по обслуживанию долговых обязательств и снижения значений показателей финансовой устойчивости Тверской области. Текущее состояние регионального бюджета во многом обусловлено сложившимися темпами инфляции и возросшими объемами государственными расходов.

58. Конкурентные преимущества региона - это:

а) экономическая и социальная освоенность территории;