149. Деятельность основной части субъектов промышленной деятельности Тверской области ориентирована преимущественно на внутренние рынки. В то же время на процесс развития промышленности в Тверской области все большее влияние оказывают многочисленные внешние факторы, включая присоединение Российской Федерации к ВТО и необходимость для предприятий действовать на открытых мировых рынках в условиях экономической глобализации и разделения труда.
150. В связи с этим повышаются требования к общей конкурентоспособности предприятий и их продукции (услуг) на международных рынках, соответствию международным стандартам качества и управления бизнесом, эффективности деятельности и продвижения и т.д.
151. Вопросы развития конкурентоспособности становятся более насущными для предприятий региона, поскольку Тверская область имеет стратегическое расположение между городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом, что является наиболее привлекательным для вхождения на российские рынки международных компаний с высокой производительностью труда и эффективностью производственных процессов.
152. Конкурировать с ними тверским предприятиям можно будет только при условии собственного развития и повышения конкурентоспособности, что требует от руководителей бизнеса грамотно и умело, а главное, своевременно использовать меры и инструменты государственной поддержки, обращаться за услугами организаций инфраструктуры и внедрять принципы и стандарты менеджмента качества, применять инновационные подходы к управлению бизнесом и использовать для производства современные инновационные технологии.
153. Предприятия пока не осознали всех возможных последствий, а также рисков и угроз, которые принесут для них присоединение России к ВТО и открытие внутренних рынков для более конкурентоспособных международных предприятий.
154. Неконкурентоспособные тверские товаропроизводители должны будут реструктурировать и модернизировать свое производство или уйти с рынка. Иностранным компаниям присоединение Российской Федерации к ВТО, напротив, позволит увеличить рынок сбыта. На российский рынок придут международные корпорации и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметится значительное падение рентабельности бизнеса отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Для Тверской области это в особенности относится к предприятиям пищевой, легкой, химической, фармацевтической промышленности.
155. Трудно придется производственным предприятиям, так как только очень незначительную их часть можно назвать экспортно ориентированными. Причина этому довольно прозаичная - изношенность основных фондов, нехватка квалифицированных кадров, низкая техническая оснащенность производства. В каждой сфере бизнеса следует ожидать разных перемен. Именно поэтому отечественным предприятиям необходимо незамедлительно готовиться к приходу на рынок международных производителей и насколько возможно развивать свой бизнес, используя существующие возможности, инструменты, механизмы и инфраструктуру, чтобы составить достойную конкуренцию международному бизнесу, а исполнительным органам государственной власти Тверской области в рамках правил ВТО искать возможность поддержки стратегических для региона отраслей промышленности.
156. Один из способов повышения конкурентоспособности бизнеса заключается в выходе на международные рынки, так как экспорт - это естественный обучающий механизм, заставляющий предприятия постоянно повышать свою конкурентоспособность. Экспорт является сегодня тем мотором, который вносит наибольший вклад в развитие экономики. С точки зрения государства увеличение экспорта способствует росту занятости и объемов национального производства, стимулирует экономический рост. С точки зрения предприятий экспорт помогает увеличить объемы сбыта, оптимально использовать производственные мощности, уменьшить риски колебаний конъюнктуры на внутреннем рынке и улучшить финансовую стабильность. При этом основой экспорта являются инновационные решения и продукты, конкурентоспособные технологии и ноу-хау, востребованные на глобальных рынках в условиях международной системы разделения труда.
157. Присоединение Российской Федерации к ВТО вызовет множество негативных последствий. Однако членство в ВТО определяет и преимущества для стран-участниц. К общим выгодам относятся:
а) интеграция в мировую экономику;
б) разрешение торговых споров;
в) создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности;
г) ослабление дискриминации России на международных рынках;
д) развитие цивилизованного бизнеса через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО;
е) рост производства, в основном в конкурентоспособных отраслях;
ж) приход новых технологий в российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий;
з) повышение деловой активности и рост инвестиционной привлекательности России;
и) повышение прозрачности бизнеса за счет адаптации российского законодательства к международным нормам;
к) развитие производственной кооперации с зарубежными предприятиями;
л) снижение коррупции в силу появления прозрачных и понятных правил хозяйствования.
158. В связи с изменившимися условиями хозяйствования необходимо четко структурировать работу, направленную на адаптацию предприятий к деятельности в условиях ВТО, разработать перечень мероприятий для адаптации региональной промышленности к новым условиям внутриэкономической и внешнеэкономической деятельности.
159. Для решения проблем адаптации необходимо осуществить проведение объективного анализа экономических последствий с учетом специфики региона, при возможности привлекая к работе региональные научно-исследовательские организации.
160. К путям повышения конкурентоспособности промышленного комплекса региона с учетом правил ВТО относятся:
а) разработка и реализация мер по максимально возможной отраслевой диверсификации структуры промышленного комплекса региона;
б) информирование предприятий об условиях членства в ВТО;
в) содействие увеличению темпов роста импортозамещающего производства;
г) разработка новых мер по привлечению инвестиций;
д) ускорение сертификации производства и системы управления качеством по международным стандартам (ИСО: 9000);