162. Одним из основных направлений стабилизации экономики Тверской области является обеспечение экономической безопасности промышленных предприятий, которая должна обеспечить их устойчивое развитие и социально-экономическую стабильность общества независимо от наличия и действия внешних факторов.
163. Процесс обеспечения экономической безопасности промышленности региона можно рассматривать как процесс предотвращения всесторонних ущербов от негативных воздействий по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности путем оценки реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов. Основой организации, планирования и осуществления практических действий системы обеспечения экономической безопасности является всесторонний анализ концепции угрозы.
164. Сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и неистощающем использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона.
165. Стратегия экономической безопасности области заключается в определении характера внешних и внутренних угроз ее экономическому благополучию, в формировании банка данных об условиях и факторах, представляющих опасность для жизненно важных экономических интересов населения региона, субъектов рынка и создании действенного механизма реагирования органов власти на выявление угрозы экономической безопасности.
166. Определение внешних и внутренних угроз необходимо для выявления приоритетов и критериев экономической безопасности, отражения остроты реальных проблем, оценки их значения для выживания области.
167. Существующие для Тверской области угрозы подразделяются на внешние (по отношению к региону) и внутренние угрозы экономической безопасности. К внешним, в свою очередь, можно отнести угрозы мега- и макроэкономические.
168. В числе первых, связанных с утратой внешнеэкономических позиций России и ее регионов:
а) рост внешнего долга;
б) недостаток валютных средств;
в) нерациональное использование валютных ресурсов для импорта;
г) уменьшение золотого запаса страны;
д) вытеснение ее с внешних рынков (оружия, авиации, энергоносителей и др.);
е) негативные явления и процессы, препятствующие осуществлению курса на подъем экономики;
ж) негативные явления и тенденции в процессе пополнения государственного бюджета (в том числе состояние контроля за прохождением бюджетных средств, факты их нецелевого использования и т.д.);
з) негативные явления и тенденции, осложняющие реализацию мер государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
и) кризисная ситуация в бюджетной, банковской, кредитной, валютной, финансовой, налоговой, инвестиционной сферах.
169. Среди макроэкономических угроз безопасности региона в первую очередь следует выделить: отсутствие единой региональной политики федерального центра; нарушение системы финансового обеспечения регионов; неэффективная реализация федеральных и региональных экономических проектов; деградация природной среды в национально-государственном масштабе; криминализация экономики; снижение уровня жизни населения; потеря позиций на межрегиональных рынках. Среди угроз внутреннего характера (т.е. мезоуровня экономики) следует выделить потерю воспроизводственной независимости, потерю внутреннего рынка, утрату продовольственной независимости, неэффективность исполнения регионального бюджета. Две последние угрозы экономической безопасности региона порождены просчетами в макроэкономической и, в частности, во внешнеэкономической политике: отказом от поддержки отечественных производителей, открытием внутренних рынков для импорта продуктов, обострением диспаритета цен между промышленностью и сельским хозяйством и др. Что же касается потери воспроизводственной независимости региона, то она вызвана спадом производства, деиндустриализацией основных отраслей, снижением удельного веса производств конечного цикла, разрушением научно-технического потенциала региона. Последнее специфическими формами своего проявления имеет свертывание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, распад научных коллективов, резкое сокращение заказов на высокотехническую продукцию, ведущие к оттоку высококвалифицированных специалистов из наукоемких отраслей, а также из региона и из страны.
170. Для измерения и оценки экономической безопасности области используется анализ ее основных показателей, осуществляется оценка темпов экономического роста области по основным мезоэкономическим показателям, прогнозирование динамики их изменения; экспертная оценка, служащая для описания количественных и качественных характеристик исследуемых процессов; анализ и обработка сценариев; используются методы оптимизации, распознавания образов, теоретико-игровые методы многомерного статистического анализа и др. Наиболее часто для этих целей применяется анализ основных экономических показателей безопасности региона в сравнении с их пороговыми значениями. Применение этого метода обусловлено тем, что понятие безопасности имеет предельный характер, за границами которого экономика подвержена тем или иным опасностям, ей угрожающим, она описывается социальными параметрами, пороговые значения которых служат как бы аварийными красными сигналами для общества.
171. Учитывая то, что главная реальная угроза экономической безопасности региона исходит от системного кризиса, основанного на исторически сложившейся экономической системе и являющегося следствием ряда экономических и организационно-правовых просчетов, представляется целесообразным принять в качестве определяющего ядра системы мер по предотвращению угроз региональной безопасности сценарий преодоления кризисной ситуации. Этот сценарий должен быть адаптированным к специфике отраслевой структуры производственно-территориального комплекса области в целом и обладать вариабельностью.
172. Применительно к Тверской области, в которой отрасли общероссийской и общесоюзной специализации, интегрированные ранее в народнохозяйственный комплекс страны, выполняли роль несущего каркаса ее экономики, а промышленность характеризовалась низким уровнем самообеспеченности топливно-сырьевыми ресурсами и сильной зависимостью от поставок из других регионов, следует отметить, что в состоянии наиболее глубокого кризиса оказались отрасли профильной ориентации: сельхозмашиностроение, торфодобывающая промышленность, сельское хозяйство.
173. Социально-экономическим интересам и возможностям экономики области соответствует сценарий развития, в процессе реализации которого достигается общее повышение конкурентоспособности экономики области.
174. Алгоритм этого варианта сценария предусматривает последовательное решение следующих этапных задач:
а) перераспределение объемов и каналов финансирования между кризисными и эффективными отраслями (депрессивными и развивающимися территориями) области в пользу последних;
б) концентрация инвестиций в отраслях (и районах) повышенной конкурентоспособности для эскалации их рыночной активности с целью притока финансовых ресурсов для подъема кризисных отраслей и территорий;
в) выведение кризисных отраслей и территорий из состояния стагнации;
г) вовлечение кризисных отраслей и депрессивных территорий в сферу экономической активности отраслей и районов, обладающих высоким потенциалом развития.
175. При этом следует иметь в виду, что реализация данного варианта не решает всех проблем обеспечения экономической безопасности области, поскольку соответственно логике и последовательности решения этапных задач сохраняются следующие угрозы:
а) на первом этапе - снижение доли сельхозмашиностроения, нарастание спада торфодобычи и деиндустриализация этих и других депрессивных отраслей производства;