Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ


9. Потребительский рынок


Оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета посредством платежных карт.

Стоимость товаров, проданных (отпущенных) отдельным категориям населения со скидкой или полностью оплаченных органами социальной защиты, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, проданных (отпущенных) из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, и оборот общественного питания.

Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров населению через собственные торговые заведения или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает стоимость товаров, проданных населению индивидуальными предпринимателями и физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.

Иркутскстатом оборот розничной торговли формируется по данным сплошного статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочных обследований малых предприятий розничной торговли (за исключением микропредприятий), которые проводятся с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований розничных рынков, ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения. В соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли организаций досчитывается на объемы скрытой деятельности.

Оборот розничной торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.

Оборот розничной торговли в % к предыдущему году в сопоставимых ценах является показателем динамики объема оборота розничной торговли, его подъема или спада, представляет собой отношение объема оборота отчетного периода в ценах предыдущего года к объему оборота в предыдущем году в текущих ценах предыдущего года и показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.

Основными факторами, определяющими формирование оборота розничной торговли на прогнозный период, являются платежеспособный спрос населения, инфляционные процессы и развитие инструментов потребительского кредитования. Исходными данными для исчисления специальных дефляторов по разделу служат индексы потребительских цен и товарная структура оборота розничной торговли.

В структуре использования денежных доходов населения в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократились: потребительские расходы - на 3,9 п.п., доля покупки валюты - на 0,8 п.п., доля денег, оставшихся на руках у населения, - на 0,7 п.п. при росте сбережений во вкладах и ценных бумагах на 3,5 п.п.

Указанные изменения в структуре потребительских приоритетов населения области в 2013 году привели к более низкому, чем рост реальных располагаемых денежных доходов, темпу роста оборота розничной торговли.

По итогам 2013 года отклонение объема (-10 млрд. руб.) и индекса физического объема (-2,6 п.п.) оборота розничной торговли по сравнению с ранее утвержденными параметрами прогноза связано со следующими факторами:

- необходимостью уплаты жилищных кредитов и процентов по ним (в последние годы отмечается стабильный рост доли жилищных кредитов в общем объеме потребительского кредитования, в 2013 г. - 41,5%);

- усилением склонности населения к накоплению средств (в 2013 году доля собственных сбережений граждан во вкладах и ценных бумагах увеличилась на 3,1 п.п.).

В целом данные факторы привели к уменьшению потребительской активности граждан и, соответственно, к сокращению доли потребительских расходов на покупку товаров на 3,2 п.п. в денежных расходах населения.

Кроме того, оценка на 2013 год и Прогноз формировались в условиях ожидания достаточно высокого уровня инфляции.

Кроме того, в прошедшем году в структуре оборота розничной торговли отмечен рост доли расходов населения на продовольствие до 42,5% (или на 2,5 п.п. по сравнению с 2012 годом), что объясняется более высокой по сравнению с непродовольственными товарами инфляцией на рынке продовольствия. Данная тенденция сохранится по оценке и в 2014 году (доля расходов на продукты питания достигнет 43,5%), только со снижением темпов роста цен на продовольствие (начиная с 2015 года) ожидается постепенное снижение указанной доли до 41,5 - 40,5% к 2017 году.

2013 год также характеризовался дальнейшим снижением доли продаж на рынках и ярмарках - до 4,7% (снижение на 4.1 п.п.) в обороте розничной торговли, в 2014 году снижение продолжится, стабилизация показателя планируется на уровне 3,2 - 3,0% в 2017 году. При этом доля сетевой торговли в структуре оборота розничной торговли имеет положительную динамику, которая продолжится и в плановом периоде. По прогнозу, доля сетевой торговли возрастет с 18,4% в 2013 году до 21,5 - 23,0% в 2017 году.

В связи с этим, а также учитывая невысокий рост денежных доходов населения в текущем году, оборот розничной торговли в 2014 году оценивается в объеме 286,0 млрд. руб. (вместо прогнозируемого 289,6 млрд. руб.), что соответствует уровню физического объема розничной торговли - 101,6%.

В 2015 году индекс физического объема розничного товарооборота по первому варианту прогнозируется на уровне 100,5%, по второму - 104,8%.

В 2016 - 2017 годах ожидаются более высокие темпы роста розничного товарооборота в регионе по сравнению с утвержденными параметрами прогноза. Ключевыми факторами, стимулирующими увеличение розничного товарооборота, будут являться:

- ожидаемый рост реальных доходов населения за счет создания новых высокотехнологичных рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов;

- снижение темпов роста потребительских цен на товары;

- значительное развитие торговой и агропромышленной инфраструктур.

Объем платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированными на территории Российской Федерации) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике.

Платные услуги населению включают: бытовые, транспортные, услуги связи, жилищные, коммунальные, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, услуги системы образования, культуры, туристские, услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные, услуги правового характера, социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, и другие.

В структуре платных услуг в рассматриваемом периоде в основном преобладают услуги жилищно-коммунального хозяйства, связи, транспортные, бытовые, медицинские, образования.

Корректировка объема платных услуг населению на прогнозный период по сравнению с ранее утвержденными данными вызвана изменением показателей инфляции и уточнением базы прошедших лет.

Предполагается, что данный показатель в прогнозируемом периоде будет иметь небольшую положительную динамику. При этом главным препятствием в развитии сферы услуг является недостаток финансовых средств, высокий уровень налогообложения и низкий спрос на услуги. Серьезным барьером является также недостаток квалифицированного персонала, недобросовестная конкуренция и высокая арендная плата.