Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы ("скрытые" доходы, доходы от продажи иностранной валюты, денежные переводы, а также доходы, не имеющие широкого распространения).
Денежные доходы населения - ключевой показатель экономики. Он отражает уровень благосостояния населения, служит основой для оценки уровня платежеспособного спроса.
Реальные располагаемые денежные доходы - относительный показатель, определяемый исходя из скорректированных на индекс цен денежных доходов текущего периода за вычетом обязательных платежей и взносов.
Прогноз показателей доходов населения Иркутской области разработан на основе анализа структуры баланса денежных доходов и расходов за последние годы и истекший период и перспектив роста основных составляющих доходов.
В целом в структуре денежных доходов населения области преобладает доля оплаты труда наемных работников (53,4%) и социальные трансферты (25,3%) при темпах роста по отношению к 2012 году 110,8% и 112,9% соответственно. В 2013 году по сравнению с 2012 годом сократилась доля прочих доходов в общей сумме денежных доходов населения с 12,2% до 11,4%. Часть прочих доходов отражает скрытую заработную плату и часть доходов от предпринимательской деятельности.
Незначительное отклонение общей суммы денежных доходов и реальных располагаемых денежных доходов населения Иркутской области по сравнению с ранее утвержденными параметрами прогноза сложилось в результате уточнения Иркутскстатом предварительных данных и вследствие сокращения доходов от предпринимательской деятельности в 2013 году по отношению к 2012 году на 5,4 млрд. руб. или 15,8%. В прогнозный период показатели доходов населения пересчитаны с учетом сдержанного роста данной составляющей доходов населения.
По оценочным данным Иркутскстата, денежные доходы населения в целом по Иркутской области за 2013 год составили 559612,5 млн. руб. и увеличились по отношению к 2012 году на 8%.
Ускорение инфляционных процессов в 2013 году привело к незначительному увеличению реальных располагаемых денежных доходов населения. По итогам 2013 года индекс потребительских цен сложился на уровне 106,5% (в 2012 году - 105,4%). Реальные располагаемые денежные доходы населения за прошедший год составили 100,7% к 2012 году.
В прогнозный период до 2017 года ожидается умеренный рост денежных доходов, главным образом, за счет невысокого темпа роста оплаты труда и социальных трансфертов. В целом за 2015 - 2017 годы с учетом прогнозируемого уровня инфляции темпы роста денежных доходов населения сохранятся на уровне 8 - 9%. Сдерживать рост доходов будет снижение темпов роста доходов от предпринимательской деятельности и прочих доходов, а также замедление темпов роста заработной платы работникам бюджетных учреждений.
Корректировка показателей фонда заработной платы и среднемесячной заработной платы работников Иркутской области в 2015 и 2016 годах обусловлена замедлением роста заработной платы в бюджетной сфере и сдержанным ростом объемов производства и прибыли организаций региона.
Изменение значений Прогноза выплат социального характера связано со слабой динамикой роста данного показателя в 2012 и 2013 году (в среднем на 1,5% в год). Незначительный рост выплат социального характера в указанный период обусловлен тенденцией к сохранению или пересмотру социальных гарантий, в том числе установленных в коллективных договорах, нежеланием работодателей увеличивать расходы на социальные выплаты.
Рост среднемесячной реальной заработной платы в 2013 году составил 5,3%. Рост реального размера пенсии в 2013 году составил - 8,5%. По данным Иркутскстата, среднемесячная заработная плата работников Иркутской области за 2013 год составила 29049,9 руб., что на 12,2% выше, чем за 2012 год.
Основным драйвером роста заработной платы в целом по области в 2013 году стало увеличение заработной платы в бюджетном секторе. Темпы роста заработной платы в отраслях, где основную долю занимают учреждения бюджетного сектора, отмечены в среднем в пределах 117,1 - 134,2%, в то время как в промышленном секторе - 109,2%.
Фонд начисленной заработной платы работников предприятий и организаций всех форм собственности Иркутской области за 2013 год составил 276462,8 млн. руб. и увеличился по отношению к 2012 году на 11,6%. Определяющими факторами роста заработной платы на период 2015 - 2017 годов будут сохранение жестких условий на рынке труда и незначительные изменения уровня безработицы.
В целом в 2014 году рост заработной платы замедлится в связи с исчерпанием эффекта "высокой базы", вызванного увеличением заработной платы в бюджетной сфере на протяжении 2012 - 2013 годов.
В прогнозный период до 2017 года темпы роста среднемесячной заработной платы работников Иркутской области с учетом инфляционных процессов и замедления роста заработной платы в бюджетном секторе ожидаются на уровне 8 - 10% в год.
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Федеральным законом в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.
Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и данных Росстата об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по перечню товаров-представителей, включающему 156 наименований товаров и услуг.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и устанавливается: в целом по Российской Федерации - Правительством Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 18 декабря 2013 года N 156-ОЗ "О потребительской корзине в Иркутской области" в регионе впервые установлено две потребительские корзины, в которых предусмотрен более высокий уровень потребностей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности:
- для районов Крайнего Севера Иркутской области и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера;
- для иных местностей Иркутской области.
В IV квартале 2013 года после принятия новой потребительской корзины величина прожиточного минимума в целом по Иркутской области увеличилась на 11,6% по сравнению с III кварталом 2013 года, в том числе по районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера Иркутской области, - на 30,7%, по иным местностям области - на 6,1%. По итогам 2013 года величина прожиточного минимума в целом по области увеличилась на 10,9% и составила 7067 руб. В дальнейшем ожидается увеличение величины прожиточного минимума на 16,5%, в результате по итогам 2014 года прогнозный показатель величины прожиточного минимума в Иркутской области в среднем на душу населения составит 8235 руб.
По данным Иркутскстата, в 2013 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 17,2% от общей численности населения региона и увеличилась по отношению к 2012 году на 0,4 п.п.
Изменение методики расчета потребительской корзины привело к увеличению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В прогнозный период до 2017 года уровень бедности будет снижаться темпами не выше 0,4 п.п. в год. При этом в 2014 году увеличится до 22,8%, к 2017 году снизится до 21,9 - 21,6%.
Ранее утвержденные прогнозные показатели величины прожиточного минимума пересчитаны исходя из изменения значений роста доходов населения в целом и изменения величины прожиточного минимума на уровне прогноза индекса потребительских цен (подробнее в п. 1 Показатели инфляции).