Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ


8. Денежные доходы


Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы ("скрытые" доходы, доходы от продажи иностранной валюты, денежные переводы, а также доходы, не имеющие широкого распространения).

Денежные доходы населения - ключевой показатель экономики. Он отражает уровень благосостояния населения, служит основой для оценки уровня платежеспособного спроса.

Реальные располагаемые денежные доходы - относительный показатель, определяемый исходя из скорректированных на индекс цен денежных доходов текущего периода за вычетом обязательных платежей и взносов.

Прогноз показателей доходов населения Иркутской области разработан на основе анализа структуры баланса денежных доходов и расходов за последние годы и истекший период и перспектив роста основных составляющих доходов.

В целом в структуре денежных доходов населения области преобладает доля оплаты труда наемных работников (53,4%) и социальные трансферты (25,3%) при темпах роста по отношению к 2012 году 110,8% и 112,9% соответственно. В 2013 году по сравнению с 2012 годом сократилась доля прочих доходов в общей сумме денежных доходов населения с 12,2% до 11,4%. Часть прочих доходов отражает скрытую заработную плату и часть доходов от предпринимательской деятельности.

Незначительное отклонение общей суммы денежных доходов и реальных располагаемых денежных доходов населения Иркутской области по сравнению с ранее утвержденными параметрами прогноза сложилось в результате уточнения Иркутскстатом предварительных данных и вследствие сокращения доходов от предпринимательской деятельности в 2013 году по отношению к 2012 году на 5,4 млрд. руб. или 15,8%. В прогнозный период показатели доходов населения пересчитаны с учетом сдержанного роста данной составляющей доходов населения.

По оценочным данным Иркутскстата, денежные доходы населения в целом по Иркутской области за 2013 год составили 559612,5 млн. руб. и увеличились по отношению к 2012 году на 8%.

Ускорение инфляционных процессов в 2013 году привело к незначительному увеличению реальных располагаемых денежных доходов населения. По итогам 2013 года индекс потребительских цен сложился на уровне 106,5% (в 2012 году - 105,4%). Реальные располагаемые денежные доходы населения за прошедший год составили 100,7% к 2012 году.

В прогнозный период до 2017 года ожидается умеренный рост денежных доходов, главным образом, за счет невысокого темпа роста оплаты труда и социальных трансфертов. В целом за 2015 - 2017 годы с учетом прогнозируемого уровня инфляции темпы роста денежных доходов населения сохранятся на уровне 8 - 9%. Сдерживать рост доходов будет снижение темпов роста доходов от предпринимательской деятельности и прочих доходов, а также замедление темпов роста заработной платы работникам бюджетных учреждений.

Корректировка показателей фонда заработной платы и среднемесячной заработной платы работников Иркутской области в 2015 и 2016 годах обусловлена замедлением роста заработной платы в бюджетной сфере и сдержанным ростом объемов производства и прибыли организаций региона.

Изменение значений Прогноза выплат социального характера связано со слабой динамикой роста данного показателя в 2012 и 2013 году (в среднем на 1,5% в год). Незначительный рост выплат социального характера в указанный период обусловлен тенденцией к сохранению или пересмотру социальных гарантий, в том числе установленных в коллективных договорах, нежеланием работодателей увеличивать расходы на социальные выплаты.

Рост среднемесячной реальной заработной платы в 2013 году составил 5,3%. Рост реального размера пенсии в 2013 году составил - 8,5%. По данным Иркутскстата, среднемесячная заработная плата работников Иркутской области за 2013 год составила 29049,9 руб., что на 12,2% выше, чем за 2012 год.

Основным драйвером роста заработной платы в целом по области в 2013 году стало увеличение заработной платы в бюджетном секторе. Темпы роста заработной платы в отраслях, где основную долю занимают учреждения бюджетного сектора, отмечены в среднем в пределах 117,1 - 134,2%, в то время как в промышленном секторе - 109,2%.

Фонд начисленной заработной платы работников предприятий и организаций всех форм собственности Иркутской области за 2013 год составил 276462,8 млн. руб. и увеличился по отношению к 2012 году на 11,6%. Определяющими факторами роста заработной платы на период 2015 - 2017 годов будут сохранение жестких условий на рынке труда и незначительные изменения уровня безработицы.

В целом в 2014 году рост заработной платы замедлится в связи с исчерпанием эффекта "высокой базы", вызванного увеличением заработной платы в бюджетной сфере на протяжении 2012 - 2013 годов.

В прогнозный период до 2017 года темпы роста среднемесячной заработной платы работников Иркутской области с учетом инфляционных процессов и замедления роста заработной платы в бюджетном секторе ожидаются на уровне 8 - 10% в год.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Федеральным законом в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.

Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и данных Росстата об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по перечню товаров-представителей, включающему 156 наименований товаров и услуг.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и устанавливается: в целом по Российской Федерации - Правительством Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 18 декабря 2013 года N 156-ОЗ "О потребительской корзине в Иркутской области" в регионе впервые установлено две потребительские корзины, в которых предусмотрен более высокий уровень потребностей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности:

- для районов Крайнего Севера Иркутской области и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера;

- для иных местностей Иркутской области.

В IV квартале 2013 года после принятия новой потребительской корзины величина прожиточного минимума в целом по Иркутской области увеличилась на 11,6% по сравнению с III кварталом 2013 года, в том числе по районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера Иркутской области, - на 30,7%, по иным местностям области - на 6,1%. По итогам 2013 года величина прожиточного минимума в целом по области увеличилась на 10,9% и составила 7067 руб. В дальнейшем ожидается увеличение величины прожиточного минимума на 16,5%, в результате по итогам 2014 года прогнозный показатель величины прожиточного минимума в Иркутской области в среднем на душу населения составит 8235 руб.

По данным Иркутскстата, в 2013 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 17,2% от общей численности населения региона и увеличилась по отношению к 2012 году на 0,4 п.п.

Изменение методики расчета потребительской корзины привело к увеличению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В прогнозный период до 2017 года уровень бедности будет снижаться темпами не выше 0,4 п.п. в год. При этом в 2014 году увеличится до 22,8%, к 2017 году снизится до 21,9 - 21,6%.

Ранее утвержденные прогнозные показатели величины прожиточного минимума пересчитаны исходя из изменения значений роста доходов населения в целом и изменения величины прожиточного минимума на уровне прогноза индекса потребительских цен (подробнее в п. 1 Показатели инфляции).