Введение агробизнес-образования в систему образования Иркутской области является важнейшим фактором экономического роста и социально-экономического развития Приангарья на современном этапе перехода к инновационному типу экономики страны.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дано понятие "образование", под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Исходя из этого определения, агробизнес-образование следует понимать как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, направленный на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное развитие обучающихся на базе приоритетных ценностей: Человек. Природа (Земля). Сельскохозяйственный Труд (бизнес, предпринимательство).
Отсюда следует миссия современной сельской школы - воспитание ученика как гражданина и труженика, способного к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, на основе знания современных агротехнологий и агробизнеса, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности как в агросфере, так и в социокультурной сфере сельских поселений с заботливым и бережным отношением к земле, технике, окружающей природе и к собственному здоровью.
Сущность "агробизнес-школы", как инновационного типа (вида) образовательной организации, рассматривается в смысловом поле модели "школы-сообщества", ведущей характеристикой которой является "открытость". Открытое образовательное пространство - это образовательная среда, где субъективно задаются множества отношений и связей, где интегрируются усилия различных общественных систем. В связи с этим насущной проблемой становится взаимодействие сельской школы с образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими подготовку по специальностям, востребованным в сельскохозяйственном производстве, в рамках дуальной системы профильного обучения, когда обучение в учебном заведении сочетается с периодами производственной деятельности.
Агробизнес-школа является фактором социального, духовно-нравственного развития села, "стержнем" системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области.
Субъектами системы непрерывного агробизнес-образования Иркутской области определены:
Правительство Иркутской области;
министерство образования Иркутской области;
министерство сельского хозяйства Иркутской области;
министерство труда и занятости населения Иркутской области;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия";
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области "Институт повышения квалификации работников образования";
профессиональные организации Иркутской области;
общеобразовательные организации Иркутской области.
Система непрерывного агробизнес-образования Иркутской области представлена следующими уровнями общего, профессионального и дополнительного образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование; среднее профессиональное, высшее образование; дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование.
Образовательные программы, реализующиеся на разных уровнях образования, обеспечивают реализацию единой цели: развитие личности гражданина-труженика, ведущими ценностными ориентирами которого являются Человек. Природа (Земля). Труд; способного к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда; готового к умелому сочетанию трудовой деятельности как в агросфере, так и в социокультурной сфере сельских поселений.
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.