Год | Среднесписочная численность | Вакансии на 1 января отчетного года | Количество уволенных за отчетный год | Текучесть | Пол | Средний возраст | Образование | ||||
всего | в том числе в сельской местности | жен. | муж. | среднее общее | среднее профессиональное | высшее профессиональное | |||||
2013 | 994 | 708,0 | 66,6 | 134 | 13,5 | 981 | 13 | 47 | 452 | 499 | 43 |
2014 | 950 <1> | 674,0 | 19,25 | 92 | 9,7 | 938 | 12 | 46 | 416 | 494 | 40 |
2015 | 941 | 679,0 | 17,0 | 83 | 8,8 | 933 | 8 | 47 | 411 | 493 | 37 |
2016 | 865 <2> | 613,0 | 13,0 | 74 | 8,4 | 855 | 10 | 48 | 373 | 461 | 31 |
2017 | 865 | 613,0 | 13,0 | 74 | 8,4 | 855 | 10 | 48 | 373 | 461 | 31 |
2018 | 865 | 613,0 | 13,0 | 74 | 8,4 | 855 | 10 | 48 | 373 | 461 | 31 |
________________
<1> Уменьшение числа социальных работников (на 41 штатную единицу) связано с тем, что исходя из функциональных обязанностей в ГАУ АО "МСЦ "Семья", социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и социально-реабилитационном отделении для детей комплексного центра социального обслуживания населения Ахтубинского района они были переведены на должности помощников воспитателей.
<2> Уменьшение числа социальных работников (на 53 штатные единицы) обусловлено оптимизацией штатной численности учреждений в связи с наличием вакансий и отсутствием очередности для принятия на надомное социальное обслуживание, а также в результате проведения работы по приведению норм нагрузки в соответствие с методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минтруда России от 15.10.2015 N 725 "Об утверждении методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания".
Среднемесячная заработная плата работников отрасли за 2015 год составила 16061 рубль. Размер среднемесячной заработной платы социальных работников за 2015 год, по данным Федеральной службы государственной статистики, составил 14860,2 рубля (при целевом значении "дорожной карты" 14687,2 руб.) или 64,7% к уровню средней заработной платы по региону за 2015 год (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), при целевом показателе на 2015 год - 57,4% к уровню средней заработной платы по региону.
Совершенствование оплаты труда работников учреждений проводилось в связи с аттестацией работников отрасли в целях подтверждения уровня квалификации работников и присвоения квалификационных категорий, стимулирования работников к повышению уровня профессионального мастерства, что в конечном итоге способствовало повышению качества оказываемых услуг.
В 2015 году проведены мероприятия по совершенствованию отраслевых систем оплаты труда в части уточнения показателей эффективности деятельности основных категорий работников.
Основные цели формирования новых систем оплаты труда - это установление зависимости размера оплаты труда каждого работника от квалификации и сложности выполняемых работ, а также необходимость сохранения дифференцированного подхода к оплате труда работников. При этом размер оклада руководителя учреждения зависит от величины средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений и средней заработной платы работников учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рассчитывается и устанавливается министерством в кратности от 1 до 5. Соотношение средней заработной платы руководителей учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемых за счет всех финансовых источников, рассчитывается за календарный год. Определение размера средней заработной платы осуществляется в соответствии с методикой, используемой при определении средней заработной платы работников для целей статистического наблюдения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета.
В настоящее время по должностям работников установлены фиксированные размеры должностных окладов; выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику и руководителю учреждения с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, а также с учетом показателей эффективности работы учреждения. Принято Положение о выплатах стимулирующего характера руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, утвержденное Приказом министерства от 05.09.2012 N 266 "О стимулирующих выплатах руководителям государственных бюджетных и казенных учреждений Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области", в соответствии с которым начисление выплат стимулирующего характера руководителям учреждений с 2013 года осуществляется на основе выполнения целевых показателей эффективности деятельности возглавляемых ими учреждений. Доработаны целевые показатели эффективности деятельности учреждений, утвержденные Приказом министерства от 30.12.2014 N 489 "О внесении изменений в приказы министерства социального развития и труда Астраханской области от 05.09.2012 N 266 и от 05.06.2013 N 194".
Критерии оценки труда работников устанавливаются локальным нормативным актом учреждения в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми правовыми актами министерства, и с учетом мнения представительного органа работников (Приказы министерства от 22.01.2013 N 14 "О применении систем оплаты труда в государственных учреждениях Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области" и от 17.01.2014 N 16 "О методических рекомендациях по формированию и применению систем оплаты труда в государственных учреждениях Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области").
Конкретные размеры выплат стимулирующего характера работнику устанавливаются руководителем учреждения с учетом мнения комиссии по вопросам оплаты труда работников учреждения, созданной локальным нормативным актом учреждения, в целях принятия объективного решения. А также в 2014 году проведена работа по заключению трудовых договоров с работниками в форме "эффективного контракта".
Применение новой системы оплаты труда позволяет повысить не только заработную плату работающим, но и найти рычаги эффективного управления в государственном учреждении, улучшить качество и количество оказываемых услуг населению, реализовать главную идею новых систем оплаты труда - повышение интенсивности работы специалистов и их заинтересованности в конечном результате работы учреждения.
В целях создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера приняты Закон Астраханской области от 26.04.2013 N 14/2013-ОЗ "О порядке представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя государственного учреждения Астраханской области, и руководителем государственного учреждения Астраханской области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей", Постановление Правительства Астраханской области от 29.04.2013 N 143-П "О Положении о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных учреждений Астраханской области, и лицами, замещающими должности руководителей государственных учреждений Астраханской области".
Согласно Постановлению министерства от 11.11.2014 N 49 "Об утверждении нормативов штатной численности государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области" (далее - постановление министерства от 11.11.2014 N 49) на одного социального работника отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов установлена нагрузка: не менее 10 получателей социальных услуг, проживающих в городской местности, и не менее 6 получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности. В специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов - не менее 5 получателей социальных услуг, проживающих в городской местности, и не менее 3 получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности. На основании методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания, утвержденных Приказом Минтруда России от 15.10.2015 N 725 (далее - Приказ Минтруда России от 15.10.2015 N 725), учреждениями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги на дому, в 2016 году были проведены расчеты по определению норм нагрузки на социального работника, по результатам которых средняя по учреждениям годовая норма нагрузки одного социального работника составила 8,3, что соотносится с фактическим числом обслуживаемых социальными работниками с учетом дифференциации по количеству обслуживаемых в городской и сельской местности согласно Постановлению министерства от 11.11.2014 N 49.
Среднесписочная численность социальных работников за период с 2013 по 2016 год уменьшилась на 186 человек, в том числе: в результате проведения работы по установлению норм нагрузки в соответствии с приказом Минтруда России от 15.10.2015 N 725 среднесписочная численность социальных работников в комплексных центрах социального обслуживания населения уменьшилась на 112 человек; в учреждениях социального обслуживания населения с предоставлением социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарной форме 6 социальных работников переведены на должности специалистов по социальной работе исходя из функциональных обязанностей; в социально-реабилитационных центрах 58 социальных работников переведены на должности помощников воспитателей и нянь исходя из функциональных обязанностей; в учреждениях здравоохранения, образования 10 социальных работников переведены на должности специалистов по социальной работе исходя из функциональных обязанностей. С целью достижения запланированных значений показателей работа будет направлена на достижение оптимальной нормы нагрузки на одного социального работника с учетом региональной специфики.
2.6. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания.
Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания включает 160 зданий и сооружений социального и хозяйственного назначения, в том числе 51 здание с круглосуточным пребыванием людей. Большинство зданий учреждений социального обслуживания являются приспособленными или построенными по типовым проектам, разработанным в середине 40 - 60 годов прошлого столетия в соответствии с действующими на момент проектирования и ввода в эксплуатацию строительными, санитарными нормами и правилами. В связи с этим сохраняется проблема соответствия ряда зданий и помещений социального обслуживания действующим санитарным нормам и правилам. Классификация объектов учреждений социального обслуживания по степени пожароопасности представлена в приложении N 1 к "дорожной карте". На реализацию мер по пожарной безопасности учреждениями социального обслуживания было освоено в 2013 году - 11,465 млн руб., в 2014 году - 16,487 млн руб., в 2015 году - 16,241 млн руб., в 2016 году - 16,365 млн руб. Планируется освоить в 2017 году - 16,510 млн руб., в 2018 году - 17,310 млн руб.
В целях обеспечения комплексной безопасности обслуживаемых граждан закрыты 7 стационарных отделений для граждан пожилого возраста и инвалидов с несоответствующими условиями обслуживания с перераспределением обслуживаемых граждан в близлежащие стационарные отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов комплексных центров социального обслуживания. При этом восполнению числа койко-мест и повышению уровня комфортности для обслуживаемых граждан способствовала передача в ведение министерства освободившихся зданий учреждений здравоохранения в Енотаевском, Харабалинском, Лиманском районах. В 2015 году в переданных помещениях районов проведены ремонтные работы для расширения коечного фонда стационарных отделений комплексных центров в целом на 100 мест: в Енотаевском районе - на 30 мест, в Лиманском районе - на 30 мест, в Харабалинском районе - на 40 мест.
В 2013 году закрыт социально-оздоровительный центр с круглосуточным пребыванием для граждан пожилого возраста (с. Оранжереи) в связи с несоответствием условиям безопасности. Учитывая востребованность услуг, в результате перепрофилирования стационарного отделения Трусовского комплексного центра социального обслуживания открыто государственное автономное учреждение социального обслуживания Астраханской области "Многопрофильный социально-оздоровительный центр "Здравушка" (далее - ГАУСО АО МСОЦ "Здравушка") с круглосуточным пребыванием. Ежегодно в центре получают оздоровительные услуги более 1000 пожилых граждан.
В 2013 году общее число зданий стационарных учреждений составляло 25, в том числе 3 здания ГКСУСО АО "СТАРО-ВОЛЖСКИЙ ПНИ", требующих проведения капитального ремонта и реконструкции с целью улучшения качества проживания получателей социальных услуг. Удельный вес таких зданий составлял 12%. Решения о признании зданий ветхими, непригодными для проживания в установленном законом порядке не принимались.
В мае 2013 года был открыт детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. Количество зданий увеличилось до 26, на основании чего удельный вес зданий, требующих проведения указанных мероприятий, составил 11,5%. В 2014 году осуществлялась работа по подготовке проектно-сметной документации на капитальный ремонт одного из указанных зданий - жилого корпуса ГКСУСО АО "СТАРО-ВОЛЖСКИЙ ПНИ". В четвертом квартале 2014 года принято решение о проведении реконструкции здания государственного казенного стационарного учреждения Астраханской области "Астраханский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ГКСУ АО Астраханский ДИПИ) на основании изменений в законодательстве и с целью улучшения качества обслуживания получателей социальных услуг. Была подготовлена ПСД, получено заключение государственной экспертизы. Таким образом, удельный вес зданий составил 15,4%.
В 2015 году проведена часть работ по капитальному ремонту (заменены кровля, окна, двери, облицован фасад) жилого корпуса ГКСУСО АО "СТАРО-ВОЛЖСКИЙ ПНИ". В ГКСУ АО Астраханский ДИПИ выполнены работы по реконструкции лифтов, электроснабжения, работы по дальнейшей реконструкции запланированы и будут продолжены при поступлении средств из бюджета Астраханской области либо при инвестировании из внебюджетных источников (сметная стоимость работ на момент разработки ПСД - 238726,14 тыс. руб.).
В 2016 году завершены работы по капитальному ремонту жилого корпуса N 6 в ГКСУСО АО "СТАРО-ВОЛЖСКИЙ ПНИ", подлежащего капитальному ремонту в рамках контрактных обязательств в целях улучшения качества государственных услуг и условий проживания граждан, получающих социальные услуги, при софинансировании Пенсионного фонда Российской Федерации. После подготовки ПСД по реконструкции дополнительно двух иных жилых корпусов ГКСУСО АО "СТАРО-ВОЛЖСКИЙ ПНИ" и получения положительного заключения экспертизы запланирована реализация указанных мероприятий вплоть до достижения показателя 0% к 2021 году.
По итогам 2016 года из 26 зданий восьми учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов нуждаются в реконструкции 3 здания.
Имеется необходимость проведения реконструкции здания ГКСУ АО Астраханский ДИПИ (2018 - 2020 гг.) на основании имеющейся ПСД и положительного заключения государственной экспертизы проекта, а также проведения реконструкции двух жилых корпусов ГКСУСО АО "СТАРО-ВОЛЖСКИЙ ПНИ" (разрабатывается ПСД для производства необходимых мероприятий (2017 - 2020 гг.). Таким образом, показатель "Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий)" составит на 01.01.2017 - 11,5%, в 2018 году - 7,8%.
Кроме этого, в 2017 году планируется проведение текущего ремонта с целью создания комфортных условий для обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в государственном казенном учреждении социального обслуживания населения Астраханской области "Комплексный центр социального обслуживания населения, Лиманский район, Астраханская область" (далее - ГКСУСО АО "КЦСОН, Лиманский район, Астраханская область"). В 2014 - 2015 годах в нем проведены работы по ремонту фасада и устройству ограждения, установке пластиковых окон, дверных блоков, системы видеонаблюдения и мелкий ремонт внутренних помещений. Основные планируемые и проведенные работы по ремонту и реконструкции учреждений социального обслуживания представлены в приложении N 2 к "дорожной карте".
Для улучшения качества социальных услуг и совершенствования условий и результатов социальной реабилитации в 2013 - 2015 годах проведена работа по укомплектованию учреждений социального обслуживания населения необходимым оборудованием. Приобретены технологическое оборудование, реабилитационное и медицинское оборудование, мебель, бытовая, компьютерная и оргтехника, игровое, мультимедийное, компьютерное и спортивное оборудование и инвентарь, оборудование для гончарных мастерских, бассейны, а также автотранспорт для учреждений отрасли. За время реализации программы "Право быть равным" при поддержке Фонда в 19 учреждениях приобретены реабилитационное, медицинское, спортивное и игровое оборудование, автотранспорт (в т.ч. специализированный), бытовая техника, оборудование для создания комнат социализации инвалидов, медиа-, фото-, видеотехника и мебель. В рамках благотворительной программы ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р" для ГКУ АО "СРЦ "Русь" в 2015 году приобретены современное уникальное оборудование: роботизированный комплекс "Армео", аппараты ударно-волновой терапии и ультразвуковой диагностики, тренажер активной механотерапии и др. В приложении N 3 к "дорожной карте" представлен перечень приобретенного за период 2013 - 2016 годов оборудования и планируемого к приобретению в 2017 - 2018 годах.