ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 сентября 2015 года N 362-Пр


О концепции государственной национальной политики в Астраханской области

(с изменениями на 4 июня 2019 года)

(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 04.06.2019 N 264-Пр)




В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", в целях укрепления единства и развития национальных культур народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, создания дополнительных гарантий прав национальных меньшинств, улучшения миграционной обстановки и профилактики национального и религиозного экстремизма и сепаратизма:


1. Утвердить прилагаемую концепцию государственной национальной политики в Астраханской области.


2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.



Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН



Утверждена
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 3 сентября 2015 г. N 362-Пр



КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 04.06.2019 N 264-Пр)




1. Общие положения


Концепция государственной национальной политики в Астраханской области (далее - концепция) представляет собой систему основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики в сфере межнациональных (межэтнических) отношений и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории Астраханской области, определяет механизм и основные направления реализации государственной национальной политики в Астраханской области.


Основой государственной национальной политики в Астраханской области являются приоритеты, цели, принципы и задачи Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция учитывает национальные традиции народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, задачи комплексного развития Астраханской области, региональные особенности экономической, политической и социально-культурной жизни.


Объектом государственной национальной политики в Астраханской области является сфера межнациональных (межэтнических) отношений и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории Астраханской области.


Концепция разработана для обеспечения интересов общества и гражданина, интересов Российской Федерации и Астраханской области, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Она направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур.


Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Устава и иных нормативных правовых актов Астраханской области, на опыте межнационального (межэтнического) взаимодействия жителей региона.


Концепция разработана с учетом федеральных и региональных актов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения национальной безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, миграционной и молодежной политики, политики в области образования и культуры, других актов, затрагивающих сферу государственной национальной политики.


Реализация концепции должна способствовать:


- укреплению духовной общности граждан России;


- сохранению культур и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;


- защите прав национальных меньшинств;


- поддержке соотечественников, проживающих на приграничных территориях иностранных государств, содействию в развитии их связей с Астраханской областью и другими регионами России;


- взаимодействию и соблюдению единых подходов к решению существующих и возникающих проблем в сфере межнациональных (межэтнических) отношений исполнительными органами государственной власти Астраханской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, политическими, общественными и религиозными объединениями;


- профилактике конфликтов, экстремизма и сепаратизма на национальной и религиозной почве.



2. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Астраханской области


Астраханская область представляет собой приграничный регион России с изменяющимся этноконфессиональным составом жителей. По итогам переписи 2010 года отмечены представители 147 национальностей.


За прошедшие десятилетия существенно изменилось соотношение представленных в регионе этнических общностей. Численность ряда укорененных в регионе национальностей, таких как русские, татары, калмыки, сократилась. При этом значительно увеличилась численность лиц, этнических групп, прибывающих из регионов Юга России и из-за рубежа.


В силу географического положения через Астраханскую область проходит один из крупнейших каналов транзита иностранных граждан в Россию. Вместе с миграционным потоком, трудовой иммиграцией отмечены такие нежелательные для российского общества явления, как нелегальная миграция, незаконный оборот наркотиков, проникновение носителей крайних религиозных и политических взглядов. Иммиграция также привела к существенному росту нагрузки на социальную инфраструктуру региона.


Отмечены сложности адаптации иностранных граждан к российским условиям, а также интеграции граждан России из других регионов в местный социум.


Активизация внутренних и трансграничных миграционных процессов, национально-культурного возрождения народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, сопровождалась использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для распространения идеологии религиозной и национальной нетерпимости, а также сепаратистских призывов.


В Астраханской области были отмечены попытки использовать националистический потенциал в ходе избирательных кампаний, намерения поднять настроения националистического характера с бытового на политический уровень.


Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.


В течение ряда десятилетий наряду с ростом интереса и приобщения народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, к традиционным религиям наблюдался численный рост членов конфессий и деноминаций и увеличение их количества. В том числе появились и нетрадиционные вероисповедания для народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области. Была отмечена активность групп крайних религиозных взглядов, деструктивной, антисоциальной направленности.


Сложные процессы протекают в конфессиях традиционных религий. Проявилось и углубилось разделение отдельных религиозных общин по этническим признакам, обрядовой практике и религиозным идеологиям.


В Астраханской области выросло количество национально-культурных общественных объединений. При этом у части активистов ряда национально-культурных общественных объединений не всегда приоритетными являлись общероссийские ценности.


Реализация концепции способствует укреплению общероссийской гражданской идентичности, межнационального согласия, культуры и традиций народов России в регионе. Получила развитие система взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и структур гражданского общества по реализации целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.


В результате принятых и реализованных мер национальной политики удалось повысить степень удовлетворенности жителей Астраханской области состоянием межнациональных (межэтнических) отношений, не допустить массовых нарушений прав граждан по языковому, религиозному или этническому признаку, противодействовать распространению сепаратистских и крайних националистических настроений.


В Астраханской области созданы условия и реализуется комплекс мер по укреплению общероссийского гражданского самосознания и духовной общности жителей региона на основе сохранения русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию, единого культурного (цивилизационного) кода и уникального культурного многообразия и духовного единства народов России, проживающих на территории Астраханской области, исторической преемственности опыта поколений.


Приняты существенные меры по поддержке деятельности национально-культурных общественных объединений, созданию дополнительных гарантий прав граждан и этнических общностей в сферах образования и развития национальных языков. Оказывается содействие религиозным объединениям в восстановлении, строительстве и сохранении объектов религиозного назначения различных конфессий.


Необходимо отметить растущую координацию и объем работы, выполняемой исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, учреждениями культуры Астраханской области, образовательными организациями Астраханской области, общественными и религиозными объединениями граждан по решению задач государственной национальной политики в регионе, профилактике антисоциальных явлений.


Важными инструментами государственной национальной политики в Астраханской области стали принятие и реализация государственных программ в сфере культуры, образования, социальной поддержки населения, профилактики правонарушений, реализация на территории Астраханской области общероссийских акций просветительской и патриотической направленности, развитие молодежного добровольческого движения.



3. Задачи и основные направления государственной национальной политики в Астраханской области


3.1. Задачами государственной национальной политики в Астраханской области являются:


- обеспечение равноправия граждан и реализации их конституционных прав;


- обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;


- обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Астраханской области;


- содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;


- формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;


- сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации;


- формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;


- совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;


- совершенствование взаимодействия органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Астраханской области;


- информационное обеспечение реализации государственной национальной политики в Астраханской области;


- использование возможностей и механизмов международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики в Астраханской области.


3.2. Основными направлениями государственной национальной политики в Астраханской области являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»