Данный вид использования лесов предусмотрен статьей 40 Лесного кодекса Российской Федерации и регламентирован "Правилами использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности", утвержденными Приказом Рослесхоза от 23.12.2011 N 548.
Использование лесов для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом освоения лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям или в аренду другим научным, образовательным организациям.
Использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности включает в себя осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных преимущественно на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
К использованию лесов для осуществления образовательной деятельности относится создание и использование на лесных участках объектов учебно-практической базы (полигонов, опытных площадок для изучения природы леса, обучения методам таксации леса, проведения рубок лесных насаждений, работ по лесовосстановлению, охране, защите, воспроизводству лесов и других мероприятий) в области изучения, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, иных компонентов природы, объектов необходимой лесной инфраструктуры для закрепления на практике у обучающихся специальных знаний и навыков.
Использование лесов для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом освоения лесов.
При использовании лесов для научно-исследовательской и образовательной деятельности допускаются:
установка специальных знаков, информационных и иных указателей, отграничивающих территорию, на которой осуществляются образовательная деятельность, научно-исследовательские работы;
рубка лесных насаждений в научных и образовательных целях;
создание лесной инфраструктуры;
осуществление экспериментальной деятельности по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов в целях разработки, опытно-производственной проверки и внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
испытание химических, биологических и иных средств для изучения их влияния на экологическую систему леса;
создание и использование объектов учебно-практической базы;
иные виды работ, предусмотренные проектом освоения лесов.
При осуществлении использования лесов для научно-исследовательской и образовательной деятельности исключаются случаи:
повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка;
захламления предоставленного лесного участка и территории за его пределами строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов;
загрязнения площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами;
проезда транспортных средств и иных механизмов по произвольным маршрутам вне дорог за пределами предоставленного лесного участка.
Лица, использующие леса для научно-исследовательской и образовательной деятельности, обеспечивают:
регулярное проведение очистки предоставленного лесного участка, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, токсичными веществами;
восстановление нарушенных в процессе деятельности дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидротехнических сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;
принятие необходимых мер по предотвращению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также по ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов для научно-исследовательской и образовательной деятельности, подлежат рекультивации в срок не более 1 года после завершения соответствующего этапа работ.
На участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития эрозии почвы должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой деревьев и кустарников на склонах.