Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2018 ГОДЫ (с изменениями на: 12.11.2013)


 2.1. Количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния лесов

Органы управления лесным хозяйством Ростовской области при планировании мероприятий по организации использования, охране, защите и воспроизводству лесов должны исходить из принципов устойчивого и неистощительного использования лесов, обеспечивая уверенное и экономически эффективное развитие лесного комплекса. Принципы управления лесами Российской Федерации закреплены в Приказе Рослесхоза от 05.02.1998 N 21 "Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации".

Включенные в данный документ критерии и индикаторы, с одной стороны, представляют собой рабочий инструмент управления лесами, который должен совершенствоваться, с другой стороны, являются механизмом контроля и воздействия на систему устойчивого управления лесами.

Список критериев устойчивого управления лесами Российской Федерации включает шесть направлений:

поддержание и сохранение продуктивной способности лесов;

поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов;

сохранение и поддержание защитных функций лесов;

сохранение и поддержание биологического разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл;

поддержание социально-экономических функций лесов;

инструменты лесной политики для сохранения устойчивого управления лесами.

Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 69-р, и дополнениями, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.09.2007 N 1305-р, для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений;

обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в лесопользовании;

повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;

совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий;

совершенствование системы управления лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд.

В соответствии с этими задачами на областном уровне необходимо:

развивать и совершенствовать арендные отношения;

дать реальную оценку ресурсов по всем видам использования лесов, учитывая быстро развивающийся вид использования - рекреационную деятельность, разработать недостающие и уточнить действующие нормативы ландшафтной таксации рекреационных объектов;

разработать технологии рубок современными способами с сохранением подроста или создания лесных культур;

совершенствовать охрану лесов от пожаров;

сохранить и развивать постоянную лесосеменную базу;

осуществлять ремонт и реконструкцию существующих дорог;

соблюдать режим особо охраняемых природных территорий, защитных лесов и особо защитных участков леса.

Участие исполнительной власти субъектов Российской Федерации в устойчивом управлении лесами возможно лишь при наличии механизмов их интеграции, совместном обсуждении проблем управления лесами и поиске компромиссных решений.

Добровольная лесная сертификация - один из важнейших экономических инструментов формирования устойчивого управления лесами в условиях рыночной экономики, она является орудием перехода к интенсивному ведению лесного хозяйства и использования лесов с развитием переработки древесины на месте, учитывает социальные и экологические требования.

Процесс добровольной лесной сертификации, как правило, поддерживается заинтересованными сторонами, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации и лесопромышленников. Добровольная сертификация - это процедура, которая нужна самим лесопромышленникам и государственным органам в области лесных отношений, позволяющая им поднять уровень качества собственной продукции и быть полноправными участниками рынка, имея собственный товарный знак. Существует несколько систем лесной сертификации. В Российской Федерации наибольшее распространение получили FSC-сертификация на принципах Лесного попечительского совета и Паневропейский стандарт (РЕFС). Лесным попечительским советом (далее - ЛПС) разработано 10 принципов устойчивого управления лесами из 56 критериев.

Предприятия, изъявившие желание сертифицироваться, принимают на себя обязательства следовать этим принципам. Оценка деятельности дается аудитором, который направляется компанией-аудитором по договору с предприятием. В странах, экспортирующих древесину, создаются рабочие группы по разработке национальных и региональных стандартов с участием неправительственных организаций.

Включение в планирование международно принятых критериев и индикаторов позволит унифицировать подходы к управлению лесами и повысить его эффективность, а также:

интегрировать их для России в целом, обеспечив подготовку отчетности по международным процессам;