Данное мероприятие позволит оперативно принимать управленческие решения по ведению лесного хозяйства.
Поэтапное внедрение вышеприведенных систем позволит на конец планируемого периода (2018 год) перейти на непрерывное лесоустройство, что даст экономию средств на последующие планируемые периоды.
В целях информационного обеспечения управления в области государственного лесного контроля и надзора проводится государственная инвентаризация лесов.
В соответствии со статьей 85 и статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации Лесной план Ростовской области является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, расположенных в границах лесничеств на территории субъекта Российской Федерации, и зоны такого освоения. При этом планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.
Основополагающим нормативным документом в части лесного планирования служит Приказ Рослесхоза от 05.10.2011 N 423 "Об утверждении типовой формы лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки".
Разработка Лесного плана осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации. В Ростовской области координатором деятельности по лесному планированию выступает департамент лесного хозяйства Ростовской области.
Достоверность положений Лесного плана определяется тем, что он готовится на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, прогнозов социально-экономического развития и документов территориального планирования Ростовской области.
При этом департамент лесного хозяйства Ростовской области организует ознакомление заинтересованных лиц с проектом Лесного плана, в том числе путем размещения его на срок не менее 30 дней на официальном сайте в сети Интернет. Указанный подход позволяет обеспечить активное участие общественности в процессе разработки Лесного плана, осуществить общественный контроль на стадии проектирования документа.
По истечении указанного срока департамент лесного хозяйства Ростовской области в течение 30 дней осуществляет доработку проекта Лесного плана с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц и ведомств, и направляет его на заключение в Рослесхоз, который в течение 30 дней с даты поступления проекта Лесного плана осуществляет его рассмотрение и направляет положительное либо отрицательное заключение в департамент лесного хозяйства Ростовской области.
В случае отрицательного заключения Рослесхоза департамент лесного хозяйства Ростовской области дорабатывает проект Лесного плана и повторно представляет его в Рослесхоз.
Данный этап позволяет обеспечить контроль разработки Лесного плана федеральным органом исполнительной власти в интересах собственника лесного фонда, то есть Российской Федерации, что дает возможность Лесному плану стать действенным инструментом государственного управления.
При наличии положительного заключения Рослесхоза проект Лесного плана в течение 14 дней утверждается Губернатором Ростовской области. Это окончательный этап, после которого региональный Лесной план официально вступает в действие.
Таким образом, Лесной план представляет собой, с одной стороны, механизм контроля за исполнением полномочий в сфере лесных отношений, переданных Ростовской области федеральным центром, а с другой - действенный региональный инструмент лесного планирования.
Первое реализуется через набор целевых прогнозных показателей, достижение которых показывает уровень исполнения полномочий в сфере лесных отношений. Второе - через цели и задачи лесного планирования, а также систему мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов и спектр зон такого освоения.
Важно, что в Лесной план входит информация о лесах, расположенных не только на землях государственного лесного фонда (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации), но и о лесах на землях особо охраняемых природных территорий (также Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации), землях обороны (Министерство обороны Российской Федерации), землях поселений (органы местного самоуправления).
При этом из действующего законодательства остается неясным вопрос, как должно осуществляться взаимодействие перечисленных органов исполнительной власти в рамках лесного планирования. Если опираться на Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2011 N 423, то Рослесхоз выступает единственной структурой, дающей заключение на проект Лесного плана Ростовской области, после чего последний передается на утверждение.
Из вышеизложенного очевидно, что высший (федеральный) уровень системы мониторинга и контроля выполнения Лесного плана Ростовской области осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации через уполномоченный орган исполнительной власти - Федеральное агентство лесного хозяйства (в соответствии со статьей 81, статьей 82, статьей 83 и другими статьями Лесного кодекса Российской Федерации).
Рослесхоз осуществляет контроль и надзор за исполнением Ростовской областью переданных ей полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий; осуществляет подготовку предложений об изъятии соответствующих полномочий и вносит эти предложения при необходимости в Правительство Российской Федерации для принятия решений; устанавливает содержание и форму представления отчетности об осуществлении переданных полномочий.
Для контроля реализации мероприятий Лесного плана может быть задействован довольно широкий спектр форм отраслевой статистической отчетности.
Следующим уровнем системы мониторинга и контроля выполнения Лесного плана Ростовской области является региональный, осуществляемый департаментом лесного хозяйства Ростовской области, осуществляющим государственный лесной контроль и надзор на территории лесного фонда области за достижением целевых прогнозных показателей на уровне конкретных лесничеств.
На третьем уровне системы мониторинга и контроля выполнения Лесного плана - собственно ведомственный контроль за реализацией мероприятий Лесного плана в лесах Ростовской области - осуществляют руководители и иные специалисты территориальных отделов департамента лесного хозяйства Ростовской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, является лесохозяйственный регламент лесничества, который утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, а также ограничения использования лесов и требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Взаимодействие Лесного плана и лесохозяйственных регламентов в Лесном кодексе Российской Федерации и иных нормативных актах четко не оговорено. Исходя из последовательности статей кодекса, можно проследить наличие следующей системы: Лесной план (статья 86) - лесохозяйственный регламент (статья 87) - проект освоения лесов (статья 88). Это дает возможность говорить о них как о соподчиненных документах регионального, муниципального и локального (местного) значения соответственно, призванных обеспечить эффективную реализацию на местах основных положений "Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы".
Дополнительный внешний контроль над выполнением мероприятий Лесного плана осуществляется при проведении лесоустройства согласно статьям 67-68 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом материалы лесоустройства в первую очередь служат для целей мониторинга и контроля выполнения Лесного плана на региональном и муниципальном уровнях.