ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 года N 172
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067, Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию реализации государственной молодежной политики в Ростовской области на период до 2020 года согласно приложению.
2. Комитету по молодежной политике Ростовской области (Чуев С.В.) руководствоваться настоящей Концепцией при разработке и реализации областных целевых программ.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ростовской области внести изменения в муниципальные программы по работе с молодежью в соответствии с целями и задачами Концепции реализации государственной молодежной политики в Ростовской области на период до 2020 года.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
комитет по молодежной
политике Ростовской области
КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Концепция реализации государственной молодежной политики (далее - Концепция) - это целостная система, включающая в себя цели, задачи, приоритетные направления и механизм реализации государственной молодежной политики на период до 2020 года с учетом принятых и разрабатываемых программ и мероприятий, касающихся сферы молодежной политики, принимаемых на разных уровнях управления. Поэтому в Концепции:
проанализировано текущее положение региона в сфере реализации государственной молодежной политики, дана оценка сложившимся тенденциям ее развития;
определены долгосрочные приоритеты государственной молодежной политики в Ростовской области, достижение которых позволит решить текущие проблемы отрасли, а также сформировать устойчивую основу для ее дальнейшего развития;
определены целевые индикаторы и разработан механизм реализации целей и задач государственной молодежной политики.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р), Концепцией развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации (Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 23.12.2008 N 72), Концепцией государственной политики в отношении молодой семьи (Приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 08.05.2007 N АФ-163/06), законодательством Ростовской области в сфере региональной молодежной политики, Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067).
Концепция является стратегической основой для организации практической работы с молодежью, государственными и общественными организациями, учреждениями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами на территории Ростовской области.
Реализация государственной молодежной политики в Ростовской области строится на системе формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах Ростовской области и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие региона, обеспечение его конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Государственная молодежная политика реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.
Настоящая Концепция ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, в возрасте от 14 до 30 лет, а также молодые семьи в возрасте до 35 лет. По состоянию на 1 января 2012 г. в Ростовской области проживает 1082144 молодых людей.
Сегодняшние 10-25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России через 15-20 лет, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
1.1. Преимущества и тенденции реализации государственной молодежной политики в Ростовской области
В Ростовской области создана достаточно полновесная нормативная правовая база в сфере реализации молодежной политики. За последние годы она дополнилась областными законами о порядке проведения поисковой работы на территории области, а также первым в стране областным законом о поддержке добровольческого движения, законом о поддержке деятельности студенческих отрядов. Разработано и принято 17 нормативных правовых актов Правительства Ростовской области.
На муниципальном уровне наблюдается динамика развития сферы молодежной политики. В 2008 году только в 44 территориях имелись целевые программы, в половине которых финансирование было близко нулю. До 2013 года финансовое обеспечение муниципальных программ по работе с молодежью выросло в 3 раза, а с учетом софинансирования - почти в 4. Муниципальные программы приняты во всех территориях, это позволит успешно реализовывать приоритетные направления государственной молодежной политики на всей территории Ростовской области.
За 6 лет реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" удалось оказать меры государственной поддержки около 2500 молодым семьям, из них 322 - в 2012 году. В 2012 году финансирование подпрограммы увеличено более чем вдвое - до 220 млн. рублей, что позволяет сократить время получения помощи молодым семьям, стоящим в очереди на получение выплаты.
В Ростовской области разработан и успешно реализуется комплекс разноплановых мероприятий, проектов, конкурсных мероприятий по выявлению и поощрению ярких, инициативных молодых людей. Ежегодно проводится более 20 конкурсов, в которых принимают участие около 12000 человек. Финансирование из областного бюджета позволяет ежегодно поддерживать участие около 1000 молодых людей в самых разнообразных международных, всероссийских, межрегиональных, окружных мероприятиях ("Селигер", СелиАс, "Российская студенческая весна", "Лидер года", "Фокус", проекты Всероссийского детского центра "Орленок", Молодежный инновационный конвент, российско-белорусский фестиваль "Молодежь - за союзное государство", ряд российско-украинских проектов и др.).
За последние 5 лет в 150 раз увеличилось финансирование КВН-движения в Ростовской области, что имеет свои конкретные результаты. В 2010 году 2 команды прошли в первую лигу игры, в 2011 году 4 команды прошли в премьер-лигу и первую лигу, в 2012 - 5 команд, в 2013 году - 6. Реализуется проект "Донская школа КВН" для юниор-команд, стал традицией фестиваль на кубок Губернатора Ростовской области.
В Ростовской области функционируют Совет молодых ученых и специалистов при Правительстве Ростовской области, а также сеть советов во всех высших учебных заведениях области. С 2009 года реализуется программа Федерального агентства по делам молодежи "Зворыкинский проект", направленная на стимулирование и поощрение инновационной деятельности молодежи, формирование сообщества специалистов по инновациям, выявление перспективных инновационных идей. Молодежный инновационный конвент позволил выявить и презентовать потенциальным инвесторам около 800 проектов молодых ученых-инноваторов. Ряд разработок внедрен в производство и коммерциализирован. За 2011-2012 годы 18 победителям конвента были вручены премии Губернатора Ростовской области.
Ежегодно в средствах массовой информации выходит более 500 сюжетов о победителях различных молодежных конкурсов с целью популяризации их общественной деятельности.
Финансовая поддержка молодежных и детских общественных организаций реализуется с 2009 года в виде субсидии на возмещение части затрат за счет средств областного бюджета. Сумма ежегодной поддержки за 4 года выросла в 5 раз. Число получателей субсидии возросло практически вдвое (с 9 организаций в 2009 году до 15 в 2012 году). Кроме того, субсидии два года подряд получают студенческие отряды области. За период предоставления субсидии 7 организаций смогли создать свои официальные сайты, 5 организаций издают свои печатные издания, что позволяет информировать большое число молодых людей о деятельности организаций. Количество членов организаций с 2009 года возросло в 2 раза, увеличивается количество отделений организаций в муниципальных образованиях и эффективность их деятельности.
С 2011 года реализуется проект по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность "Я - успешный предприниматель" с охватом мероприятиями около 10 тыс. человек (подготовка методической литературы, проведение тренингов, конкурсов, слетов, стажировок на действующих предприятиях). По итогам мероприятий зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей порядка 200 человек.
Ежегодно в различных областных акциях патриотической направленности принимает участие порядка 320 тыс. молодежи (встречи ветеранов и молодежи "Наследники Победы", волонтерская акция по уборке территорий вокруг памятников "Память поколений", добровольческая акция "Удели внимание ветерану", акция "Георгиевская ленточка", "Мы - граждане России", "День флага", военно-спортивная игра "Орленок" и др.). Ежегодно проходят областные "Вахты памяти" по поиску и перезахоронению останков воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Только в 2012 году поисковикам удалось найти и предать земле останки 286 воинов.
Ежегодно проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни ("Ростовская область - территория здоровья", "Десант здоровья", День борьбы со СПИДом, "Фокус. Здоровая нация", в них принимает участие более 250 тыс. человек), профилактике экстремизма и продвижению толерантности в молодежной среде (проект по профилактике экстремизма в студенческой среде "Академия молодого гражданина", День славянской письменности и культуры, "Декада толерантности", "Арт-район. Славянский праздник", в них принимают участие около 100 тыс. человек), семейных ценностей ("Мама, папа, я - спортивная семья", День семьи, любви и верности и др., в них принимают участие около 15 тыс. человек).
В Ростовской области создана система информирования молодых людей по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе, ключевым мероприятиям государственной молодежной политики, которая включает 4 сайта, функционирующих в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kmparo.ru, talantydona.ru, donmolpred.ru, антидурь.com), систему адресной рассылки (более 1000 получателей), систему информирования в социальных сетях (аудитория - не менее 250 тыс. человек), а также работу по размещению материалов в традиционных средствах массовой информации (более 400 публикаций в печатных изданиях и более 1500 - в электронных), по выпуску информационных материалов (более 40 видов с тиражом более 250 тыс. экземпляров).
В Ростовской области действует сеть добровольных молодежных дружин, занимающихся профилактикой правонарушений и социальной реабилитацией, в эту деятельность вовлечено более 1500 человек в 50 молодежных дружинах. В 2011 году запущен новый интернет-проект "Антидурь - сообщество трезвых", вовлекающий молодых людей в проведение профилактических мероприятий по незаконной продаже алкоголя, табака, наркотиков и противодействию появлению свалок.
Согласно данным социологического исследования, проведенного по заказу комитета по молодежной политике Ростовской области в конце 2012 года, 69,5 процента опрошенных молодых людей области считают динамику развития сферы молодежной политики в Ростовской области позитивной. По результатам опроса Южно-российского филиала Института социологии Российской академии наук, сфера молодежной политики находится в числе лидеров среди других, где произошли наиболее видимые позитивные изменения с 2010 года.
1.2. Ключевые проблемы реализации государственной молодежной политики в Ростовской области
В качестве слабых сторон реализации государственной молодежной политики в Ростовской области можно отметить:
социальную изолированность молодых людей;
недостаточное развитие инфраструктуры сферы молодежной политики, отсутствие центров по работе с молодежью, в том числе многопрофильных;
несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны и области. Сложность решения данной проблемы связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием единства духовных и идеологических установок, проникновением в общественное и индивидуальное сознание прагматизма, индивидуализма, характерных для общества потребления, что вступает в противоречие с традиционными для России нравственными ценностями;
недостаточную информированность молодежи о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;
отсутствие необходимого набора возможностей для неприятия асоциальных норм поведения, а также полноценных возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизни молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, криминализации молодежной среды, роста нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.
Вместе с тем молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным явлениям.
В силу многогранности решаемых проблем возникает необходимость координации действий областных органов исполнительной власти и молодежных общественных объединений.
1.3. Стратегическая цель и задачи реализации государственной молодежной политики в Ростовской области
Целью реализации государственной молодежной политики является создание благоприятных условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей вне зависимости от социального статуса в интересах инновационного развития Ростовской области.
Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития региона, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
Задачами реализации государственной молодежной политики являются:
1. Формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками инициативной и талантливой молодежи - включает:
совершенствование механизмов выявления, отбора и продвижения инициативных и талантливых молодых людей;
активную пропаганду и популяризацию достижений талантливой молодежи в России и в мире, повышение общественного статуса лауреатов молодежных премий;
мотивацию молодежи к инновационной деятельности, изобретательству и научно-техническому творчеству.
2. Вовлечение молодежи в социальную практику и информирование ее о потенциальных возможностях собственного развития - включает:
стимулирование молодежи к самоуправлению, развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации;
вовлечение молодежи в активную общественную деятельность, развитие положительных навыков гражданского участия и лидерства, развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи;
вовлечение молодежи в инновационные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в том числе международные;
развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую деятельность, выстраивание профессиональных установок и карьерных траекторий, популяризацию предпринимательства как перспективного вида деятельности в молодежной среде.
3. Формирование у молодежи "российской идентичности" и реализация мероприятий по профилактике асоциального поведения, этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде - включает:
воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности, привитие гражданских ценностей, формирование "российской идентичности" (россияне);
укрепление в молодежной среде нравственно-культурных и традиционных семейных ценностей, поддержку молодых семей и преодоление кризиса института семьи;
популяризацию здорового образа жизни, вовлечение молодежи в спортивные и туристические мероприятия;
предупреждение асоциального и девиантного поведения молодых людей, в том числе посредством вовлечения их в социальную практику;
формирование у молодежи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным ценностям;
взаимодействие в сфере молодежной политики между странами, поддержку международных молодежных инициатив и проектов, развитие системы межрегиональных молодежных обменов.
4. Развитие современной структуры органов по работе с молодежью - включает:
развитие сети молодежных досуговых учреждений (многофункциональные молодежные центры, дома молодежи, центры досуга, спортивные секции);
совершенствование нормативного и методического обеспечения работы с молодежью;