В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом N 83-ФЗ.
Основные проблемы, с которыми столкнулись областные учреждения в процессе своей деятельности, состоят из вопросов, возникших в целом в Российской Федерации:
сложность объективного сопоставления затрат учреждений и оценка эффективности их деятельности при применении подхода "одно учреждение - одна услуга" (в данной ситуации применимы только индивидуальные нормативы, которые непригодны для анализа и сопоставления эффективности деятельности учреждений);
различия в подходах к определению однотипных услуг, включенных в ведомственные перечни, при которых одинаковые по сути услуги имеют различные наименования, а наименования и детализация отдельных услуг не соответствуют базовым (отраслевым) перечням услуг (работ);
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет;
непрозрачность дифференциации нормативов финансового обеспечения услуг и отсутствие методик и опыта определения единых нормативов;
несовершенство нормативно-правовой базы и ограниченность практики формирования бюджетов с учетом показателей государственных заданий.
Основные направления перспектив реализации Федерального закона N 83-ФЗ были обозначены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. о бюджетной политике в 2014-2016 годах.
Первое - законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура и других. Учредители учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать государственные задания для подведомственных учреждений.
Второе - создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги.
Третье - включение основных параметров государственного задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих государственных программ Ростовской области.
Для повышения качества и доступности государственных услуг необходимо решение следующих задач:
1. Использование государственного задания на оказание государственных услуг (далее - государственное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи государственных программ Ростовской области и государственных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах.
Сводные показатели государственных заданий включены в состав государственных программ Ростовской области (подпрограмм), в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры государственных заданий должны формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих государственных программ Ростовской области.
2. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов исполнительной власти Ростовской области, по типу казенного учреждения либо их ликвидация.
3. Формирование единого регистра услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, который должен стать основанием для формирования ведомственного перечня государственных услуг.
На основе ведомственного перечня, утвержденного органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, либо главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся казенные учреждения, должно формироваться государственное задание.
Государственные задания на основе единого регистра государственных услуг предлагается формировать, начиная с 2015 года.
4. Переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики) при финансовом обеспечении учреждений (планируется с 2015 года). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
5. Расширение практики привлечения к оказанию государственных услуг негосударственных организаций.
Расширение практики оказания государственных услуг не только бюджетными и автономными учреждениями, но и другими организациями в условиях добросовестной конкуренции создаст также возможность внедрения одной из самых перспективных и наиболее эффективных, с точки зрения качества услуг, форм - возможность выбора самим потребителем услуг места (организации-поставщика), а также качества и объема услуг, которые гарантированы государством. В этом случае средства областного бюджета перечисляются в организацию после обращения потенциального получателя государственной услуги именно в эту организацию.
Органами исполнительной власти Ростовской области проводился анализ возможностей привлечения негосударственных организаций к оказанию государственных услуг. Так, в 2013 году негосударственные организации были привлечены к оказанию государственных услуг в сфере образования и здравоохранения.
6. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в государственных учреждениях.
Решение проблемы определения стоимости платных услуг не предполагается осуществлять в рамках централизованного единого решения о методах регулирования определения платы. К полномочиям органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы: от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения до предоставления полной самостоятельности учреждению.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации платные услуги оказываются государственными учреждениями Ростовской области заинтересованным в их получении физическим и юридическим лицам в дополнение к услугам, предоставляемым на бесплатной (безвозмездной) основе в рамках выполнения государственного задания.
Органами исполнительной власти Ростовской области утверждены порядки определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений Ростовской области, согласно которым данные учреждения самостоятельно формируют перечни платных услуг. Перечень услуг формируется каждым учреждением с учетом специфики деятельности, утверждается приказом руководителя учреждения и фиксируется в Уставе учреждения. Средства, полученные от предоставления платных услуг, направляются на развитие материально-технической базы учреждений, улучшение качества предоставляемых услуг и на достижение уставных целей.
7. Совершенствование оплаты труда работников с учетом принципов "эффективного контракта".
Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда - это установление жесткой взаимоувязки "стоимость услуги - качество услуги" с применением принципа "эффективного контракта".