Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.07.2016)


6. Развитие государственно-частного партнерства


Существенную роль в реализации инвестиционных проектов приобретает использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих обеспечить частичное либо полное замещение бюджетных инвестиций частными или заемными средствами.

Целью государственно-частного партнерства является привлечение частных и эффективное использование государственных ресурсов для развития экономики и социальной сферы, повышения уровня жизни населения Ростовской области.

Сотрудничество Ростовской области и муниципальных образований с частными партнерами осуществляется с целью реализации на территории Ростовской области общественно значимых проектов в экономике и социальной сфере.

Основными характеристиками бюджетных инвестиций при реализации государственно-частного партнерства являются юридическое закрепление партнерства, осуществление взаимодействия на средне- или долгосрочной основе, наличие строго определенной цели взаимодействия, отсутствие которой в дальнейшем не позволит оценивать реализуемый проект.

В рамках развития государственно-частного партнерства в Ростовской области в 2013 году разработаны схемы ресурсоснабжения, подготовлены региональные графики передачи объектов коммунальной инфраструктуры в эксплуатацию на основе концессионных соглашений и договоров долгосрочной аренды, заключены меморандумы о сотрудничестве с потенциальными инвесторами, соглашения по государственно-частному партнерству с организациями по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного проекта, к сетям инженерно-технического обеспечения (в части электро- и газоснабжения).

В целях повышения эффективности управления государственными финансами основными задачами государственно-частного партнерства должны стать: передача в установленном порядке частным операторам в эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры с неэффективным управлением; оказание поддержки инвестиционной деятельности за счет предусмотренных областных преференций; разработка инвестиционных Программ организаций коммунального комплекса; стимулирование кредитных учреждений в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области; оказание услуг инвестиционного консультирования для государственных нужд по формированию инвестиционного проекта, осуществляемого на условиях государственно-частного партнерства ("Строительство водноспортивных оздоровительных комплексов"; "Строительство онкологического центра на территории Ростовской области").

Для решения указанных задач должны быть осуществлены следующие меры:

1. Мероприятия, направленные на сокращение рисков инвестирования в проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства:

обеспечение обязательного публичного финансового, технологического, ценового и правового аудита;

формирование, мониторинг и учет при принятии решений о государственной поддержке инвестиционного проекта репутации и опыта реализации аналогичных проектов собственников и топ-менеджмента компании, реализующей проект;

проведение систематического сравнительного анализа результатов, достигаемых при реализации лучших инвестиционных проектов с государственным участием, с последующим их учетом при принятии решений по новым аналогичным расходным обязательствам инвестиционного характера;

повышение инвестиционной привлекательности инвестиционных проектов за счет установления долгосрочных тарифов, а также иных мер регуляторного характера в сфере реализации проекта;

повышение инвестиционной привлекательности проектов за счет улучшения условий ведения бизнеса в Ростовской области;

сокращение государственного участия в экономической деятельности, искажающего условия конкуренции, путем прекращения государственной финансовой поддержки инвестиционных проектов, аналоги которых реализуются в коммерческом секторе;

разработка и применение в бюджетном планировании отраслевых моделей государственного стимулирования экономической активности, привлечения частных инвестиций и управления отраслевыми рисками.

2. Мероприятия, направленные на передачу рисков по инвестиционным проектам от государства к частным инвесторам:

проведение оценки возможности привлечения частных инвестиций для реализации либо софинансирования инвестиционного проекта до принятия финансовых обязательств Ростовской области по данному проекту;

привлечение частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов с передачей им части проектных рисков в случае возможности коммерческого использования объектов, созданных в результате реализации инвестиционного проекта;

стимулирование частных инвестиций в рамках проектов государственно-частного партнерства по комплексному развитию территорий с последующей частичной компенсацией произведенных расходов в части развития публичной инфраструктуры в зависимости от дополнительных налоговых поступлений от эксплуатации новых предприятий, созданных участниками таких проектов;

развитие инструментов страхования инвестиций, в том числе за счет создания специальных фондовых и производных финансовых инструментов.

Частные инвестиции в рамках государственно-частного партнерства следует рассматривать в качестве существенного дополнения (альтернативы) бюджетным инвестициям. Необходимо развивать нормативную правовую базу государственно-частного партнерства, провести анализ условий его развития в отдельных сферах и проработать практические механизмы и процедуры реализации проектов.