Выделение и обоснование границ агломерации происходит по принципу снижения внутриагломерационных связей, первоначально определяются зоны влияния городских ядер - центров агломерации на окружающую территорию. Данные зоны могут быть выделены по ряду параметров, которые должны так или иначе показывать, что территория обладает высокой степенью развития внутренних связей. Реальные границы агломерации не совпадают с границами муниципальных образований, которые, в свою очередь, определяются в силу правовых решений, зависят от особенностей рельефа, исторического развития территории и ряда других параметров. Большинство этих параметров имеет косвенное отношение к образованию и развитию устойчивых связей подцентров агломерации с ее центром и между собой, которые и формируют агломерационное влияние.
Разработка проектов агломерации осуществляется на основе межмуниципального сотрудничества. Определение границ агломерации происходит по двум направлениям: выделение фактических границ агломерационного влияния в соответствии с оценкой наиболее важных факторов и формальных границ агломерации в соответствии с административным делением.
Выделяются следующие факторы, определяющие степень влияния основного ядра агломерации на окружающую территорию:
1. Транспортная доступность ядра агломерации.
Ключевую значимость для развития агломерации носит фактор транспортной связанности агломерации, так как именно он в большинстве случаев определяет степень влияния остальных факторов.
Для первичного определения границ агломерации рассчитывается уровень транспортной доступности основного ядра агломерации - г. Абакана.
Основными видами транспорта на территории агломерации являются личный и общественный автомобильный транспорт. Транспортная доступность определяется возможностью добраться из одного места в другое на этом виде транспорта.
Для анализа за отправную точку была выбрана центральная зона Абакана как центра трудовой, потребительской и образовательной миграции. В центральной зоне города находится основная часть офисной, торговой и административной недвижимости, здания вузов и иных образовательных учреждений, значительная доля развлекательных функций.
Временной интервал определяется двумя степенями транспортной доступности: ближней (1 час) и дальней (личный автотранспорт - 1,5 часа, общественный автотранспорт - 2 часа). Население территорий, которые попадают в пределы ближней транспортной доступности, уже сейчас имеет возможность осуществлять ежедневную трудовую миграцию в ядро агломерации.
Население территорий, которые попадают в пределы дальней транспортной доступности, имеет возможность осуществлять еженедельную потребительскую и рекреационную миграцию в ядро агломерации.
В границу ближней транспортной доступности в соответствии с имеющейся дорожной сетью и ее качеством попадают городской округ Абакан; городской округ Черногорск; часть Усть-Абаканского района: Усть-Абаканский поссовет, Калининский сельсовет, Опытненский сельсовет, Московский сельсовет, Сапоговский сельсовет, Расцветовский сельсовет, Солнечный сельсовет; часть Алтайского района: Белоярский сельсовет, Подсинский сельсовет, Изыхский сельсовет; городской округ Минусинск (Красноярский край).
Ближняя транспортная доступность характеризуется тем, что проживающее население на территории агломерации может совершать ежедневные деловые поездки в города Абакан (в большей степени) и Черногорск на личном транспорте. Значительная часть территории агломерации обеспечена общественным транспортом, при необходимости возможна быстрая организация новых маршрутов общественного транспорта.
В выделяемой территории агломерации проживает более половины жителей всей республики (293 тыс. человек, или 54,5% населения Республики Хакасия), в части Красноярского края проживает около 72 тыс. человек, или 3,0% населения Красноярского края.
Преимущество территории, которая попадает в границу ближней транспортной доступности, заключается в том, что на сравнительно небольшой территории (1459,02 км2) сосредоточен промышленный, сельскохозяйственный, рекреационно-туристский, образовательный, деловой, потребительский и транспортный потенциал республики.
В границы дальней транспортной доступности Абакано-Черногорской агломерации (зонировании) попадают территории как в границах ближней транспортной доступности, так и территории, располагающиеся в пределах и за пределами Республики Хакасия: городской округ Абакан; городской округ Черногорск; городской округ Саяногорск (без поселков Черемушки и Майна); городской округ Сорск; Алтайский район (полностью); Усть-Абаканский район (частично, включая пригородную зону городов Абакана и Черногорска); Аскизский район (частично, включая районный центр Аскиз); Боградский район (частично, включая районный центр Боград); Бейский район (частично, включая районный центр Бея); городской округ Минусинск Красноярского края; Шушенский район Красноярского края (частично, включая районный центр Шушенское); Курагинский район Красноярского края (частично, включая районный центр Курагино).
В описываемой зоне на территории Хакасии проживает около 430 тыс. человек (80% населения республики), на территории Красноярского края - 130 тыс. человек (4,5% населения края). Данная зона включает в себя значительные и наиболее заселенные территории юга Красноярского края, в том числе крупнейший город юга Красноярского края Минусинск, важные транспортный центр Курагино и туристский центр Шушенское.
Граница ближней транспортной доступности определяет основной потенциал для развития рынка труда Абакано-Черногорской агломерации, граница дальней транспортной доступности - основной потенциал для развития рынка товаров и услуг.
2. Природный фактор.
На формирование границ Абакано-Черногорской агломерации наиболее сильное влияние оказывает природный фактор - наличие реки Енисей (Красноярского водохранилища), что ограничивает развитие агломерации на восток; территории, расположенные на правом берегу Енисея, имеют сложный для освоения рельеф.
Высокая стоимость строительства транспортных и инженерных сооружений в данном районе является основным препятствием на пути освоения восточного направления территории.
Исходя из учета существующих предпосылок и ограничений, вызванных различными факторами, целесообразно включить в состав Абакано-Черногорской агломерации следующие территории:
вся территория городского округа Абакан и городского округа Черногорск;
Усть-Абаканский поссовет, Калининский сельсовет, Сапоговский сельсовет, Опытненский сельсовет, Расцветовский сельсовет, Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района;
Подсинский сельсовет, Белоярский сельсовет, Изыхский сельсовет Алтайского района.