Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АБАКАНО-ЧЕРНОГОРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 19.04.2016)


Потенциал и основные участники

Формирование транспортно-логистического кластера основывается на развитии инфраструктурных объектов ключевых для агломерации видов транспорта. Транспортный каркас Абакано-Черногорской агломерации формируют следующие автодороги:

федеральная автомобильная трасса М-54 "Енисей", которая соединяет Абакан с центрами соседних субъектов Федерации - Красноярском и Кызылом. Протяженность автотрассы М-54 по территории Хакасии составляет 186,1 км (17,5% от общей протяженности трассы), трасса проходит по северо-восточной части республики, соединяя города Абакан, Черногорск, а также Алтайский, Усть-Абаканский и Боградский районы Хакасии;

Абакан - Аскиз - Абаза - Ак-Довурак - важная транспортная ось в направлении южных районов Хакасии и западных районов Республики Тыва;

Абакан - Саяногорск - основная связь в южном направлении на Саяногорск и прилегающие населенные пункты.

Крупнейшие железнодорожные станции на территории агломерации - Абакан, Черногорские Копи, Ташеба. Пассажирского значения для внутриагломерационных связей они практически не имеют.

Основным элементом системы воздушного транспорта Республики Хакасия является международный аэропорт г. Абакана, имеющий стратегическое значение. Это единственный аэропорт, обслуживающий население Республики Хакасия и южных районов Красноярского края, являющийся запасным для международных аэропортов Новосибирска и Красноярска.

Стратегический план развития г. Абакана до 2014 года предусматривает вынос автовокзала к аэропорту.

Одной из первоочередных задач повышения конкурентоспособности республиканской транспортной системы является формирование транспортно-логистического комплекса (центра) на базе аэропорта Абакан, что позволит обеспечить комплексом услуг как республику, так и южные районы Красноярского края и Республику Тыва. Благоприятное расположение аэропорта обеспечит эффективное взаимодействие автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта.

Перспективным направлением является развитие железнодорожного транспорта в увязке с производственным комплексом ОАО "Абаканвагонмаш". Данное направление предполагает взаимодействие производителя продукции, железной дороги и ОАО "Абаканвагонмаш" в части обеспечения контейнерных перевозок грузов для всех участников агломерации и республики.

Направление транспортно-логистического комплекса в городе Абакане преимущественно связано с оказанием услуг всем заинтересованным (юридическим и физическим) лицам, но необходимо учитывать аспект роста грузооборота республики по железным дорогам. В структуре грузооборота практически 70% (69,7%) занимает каменный уголь. За 2011 год ОАО "РЖД" перевезено более 10,5 млн. тонн каменного угля, что на 8,5% больше объема грузоперевозок за 2010 год.

Прогнозируемый рост объемов погрузки оценивается к 2015 году более 45%. В настоящее время большая часть железнодорожных путей общего (в собственности ОАО "РЖД") и необщего пользования, задействованных в отгрузке продукции угольных компаний республики, не обеспечивает их ритмичное функционирование. Существующая инфраструктура южного хода Транссибирской магистрали не справляется с возрастающим грузопотоком не только республиканских предприятий, но и с транзитом из Кемеровской области. В совокупности с имеющейся заинтересованностью предприятий по развитию инфраструктуры логичным решением растущей проблемы является формирование транспортно-логистического комплекса, ориентированного на обеспечение потребности предприятий добывающей промышленности, цветной металлургии.

На первом этапе участниками кластера станут следующие предприятия: ОАО "Аэропорт Абакан", Абаканский регион Красноярской железной дороги, ОАО "Автовокзал" (г. Абакан), ООО "Росавтотранс", ООО ТК "Меридиан", хакасский филиал ОАО "Аэрофлот", ЗАО "Промтранс".