Пространственное развитие Республики Хакасия осуществляется в неразрывной связи с соседними регионами и Российской Федерацией. Республика связана тесными транспортными, производственными, историко-культурными, социальными связями с Красноярским краем, Кемеровской областью, Республикой Тыва, Республикой Алтай и другими регионами Сибири, что создает условия как для кооперации, так и для конкуренции на межрегиональном уровне.
В Республике Хакасия сосредоточено 100 муниципальных образований, из них 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 87 поселений. Кроме того, на территории Республики Хакасия расположено 76 малых сел, так называемых неурбанизированных территорий (с численностью населения до 100 человек), в которых проживает 1,8% от численности населения республики, проживающего в сельской местности.
В Республике Хакасия территориальное планирование основывается на основе имеющегося ресурсного потенциала территорий региона, сложившихся тенденций развития экономики муниципальных образований, протекающих в них социально-экономических процессов, перспектив развития и инвестиционной активности.
С учетом исторических и социально-экономических предпосылок образования, компактного расположения населенных пунктов, объединенных не только в пространственном смысле, но и обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными и иными связями, Правительством Республики Хакасия принято решение о развитии Абакано-Черногорской агломерации. Развитие агломерации необходимо для выгодного позиционирования республики относительно крупных сибирских городов в целях обеспечения высоких темпов социально-экономического развития и привлечения инвестиций с помощью развития высокого промышленного потенциала территории на основе кластерного подхода.
Предпосылки формирования агломерации возникли еще в 1970-х годах, когда было принято решение о создании Саянского территориально-производственного комплекса (далее - Саянский ТПК). При выборе места размещения Саянского ТПК важную роль сыграло его благоприятное экономико-географическое положение. Первоочередное развитие получили центральные районы Хакасии, города Абакан и Черногорск, на которые в 1976 году приходилось 89% всей промышленной продукции Хакасской автономной области. Абакано-Черногорский узел стал ядром Саянского ТПК со сложившейся структурой к концу 1980-х годов.
Функционирование Саянского ТПК стало мощной исторической предпосылкой формирования на территории Абакана и примыкающих к нему территорий городской агломерации с уже сложившейся социально-экономической базой, высокой концентрацией населения, совершающего трудовые миграции в пределах района проживания, ресурсным потенциалом для дальнейшего освоения.
В настоящее время Абакано-Черногорская агломерация образована из населенных пунктов четырех муниципальных образований: городские округа Абакан и Черногорск, часть Алтайского и Усть-Абаканского районов.
Абакано-Черногорская агломерация охватывает территорию в 1459,02 км2 (2,4% территории региона), на которой в настоящий момент проживают 288,1 тыс. человек (54,1% населения республики). Средняя плотность населения в этой зоне достигает 197,4 чел./км2.
Повышенная концентрация населения в сельских поселениях вдоль границы с городскими округами Абакан и Черногорск и городским поселением Усть-Абакан создает возможность интенсификации производства, а также служит источником дополнительных кадров для развивающейся экономики агломерации.
С целью обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления, создания необходимых условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, в том числе на основе реализации инвестиционных проектов в приоритетных направлениях социально-экономического развития между Правительством Республики Хакасия и муниципальными образованиями, образующими Абакано-Черногорскую агломерацию, заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам социально-экономического развития от 29.03.2013 N 14-д.
Сдерживающие факторы территориального развития:
неравномерная система расселения населения по территории республики;
дифференциация показателей социально-экономического развития муниципальных образований;
диспропорции в развитии урбанизированных и неурбанизированных территорий республики;
монопрофильность экономики пяти муниципальных образований, обладающих небольшой инвестиционной привлекательностью с точки зрения преобладания одного вида промышленного производства на территории;
низкий экономический потенциал муниципальных образований, обладающих значительными природными ресурсами;
низкая инвестиционная активность муниципальных образований, в том числе в привлечении финансовых ресурсов различных уровней бюджета;
снижение финансовой самостоятельности местных бюджетов.
Так как основным из перечисленных сдерживающих факторов территориального развития является низкий экономический потенциал, то целесообразно приоритеты развития по муниципальным образованиям, в том числе не вошедшим в границы Абакано-Черногорской агломерации, определять исходя из ресурсов и условий развития данных муниципальных образований.
При анализе ресурсов и условий развития муниципальных образований потенциал социально-экономического развития Республики Хакасия рассматривался как источник возможностей, средств, запаса ресурсов, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения задачи инвестиционного развития или достижения какой-либо конкретной цели и реализации определенного направления возможностей развития отдельного муниципального образования Республики Хакасия.
Факторы экономического роста оценивались по четырем параметрам:
трудовой потенциал;
капитальные ресурсы;
природно-ресурсный потенциал;
финансовые ресурсы.
Для оценки каждого из факторов учитывались основные показатели, характеризующие фактор, например, при оценке трудового потенциала были выбраны два показателя: оценка численности населения на 1 января 2013 года и численность населения трудоспособного возраста на 1 января 2013 года.
Капитальные ресурсы муниципальных районов агрегированы на основе трех показателей: количество предприятий производственной сферы; инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования; поголовье крупного рогатого скота.
Природно-ресурсный потенциал территорий был определен через показатели общей площади земель муниципального района и общей площади сельскохозяйственных угодий муниципального района.