Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 2009 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 10.10.2016)


 Показатели лесовосстановления в лесном фонде Приморского края

%

Посадка леса

17,0

Содействие естественному возобновлению

66,0

Естественное заращивание

17,0


интенсификация развития лесопромышленной инфраструктуры и в первую очередь обустройство дорог. Текущие объемы строительства лесовозных и лесохозяйственных дорог должны вырасти как минимум втрое. Если дороги внутри арендных участков относятся к сфере деятельности предприятия, то строительство лесных магистралей должно выполняться в единой транспортной схеме при долевом финансировании из бюджетов различных уровней и с участием средств предприятия, заинтересованного в расширении транспортной доступности в своем арендованном лесном фонде;

упорядочение лесного экспорта, в значительной степени определяющего состояние всего лесного комплекса края. Из-за своей лесоизбыточности лесной комплекс всегда был нацелен на торговлю лесопродукцией с другими регионами, странами и незначительно для внутреннего потребления. К 2007 году практически все продукты леса (96 процентов) идут в Китай и Республику Корея. Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона будет расширяться и впредь. В этом случае необходимо не только увеличение объема экспорта, но и расширение перечня и качества поставляемой продукции деревопереработки с обязательным ростом деятельности лесного комплекса на внутреннем рынке, что в конечном итоге позволит перейти на неистощительное пользование лесом;

усиление борьбы с нелегальной заготовкой древесины, которая сопровождается ухудшением состояния лесного фонда и развитием коррупции. Основная масса нелегального древесного запаса заготавливается с использованием разрешительных документов вполне легальными (в основном крупными) лесозаготовительными предприятиями. При этом лесозаготовителями или вырубается дополнительная площадь лесного фонда, или же существенно занижается запас древесины по материалам отводов. Устранение таких противоречий зависит от усиления административных и правоохранительных воздействий на лесничих и лесопользователей и ужесточение наказаний, вплоть до уголовной ответственности за незаконные действия.

Решение названных проблем в конечном итоге позволит перейти к концепции устойчивого развития лесного комплекса на принципах многоцелевого неистощительного пользования, которое, прежде всего, должно быть направлено на повышение благосостояния населения края и удовлетворение их нужд и потребностей, а также содействовать развитию рыночной экономики.

Наряду с традиционным видом пользования - промышленной заготовкой древесины - по всей территории края необходимо увеличивать осуществление таких видов использования лесов, как геологическая деятельность, ведение охотничьего хозяйства, заготовка недревесных ресурсов леса, заготовка пищевых и лекарственных растений, рекреационная деятельность и другие виды использования.

Эти виды использования лесов открывают новые возможности наполнения лесного дохода. С учетом установленных ставок за пользование лесными ресурсами платежи за некоторые виды пользования могут быть сопоставимы или даже превышать доходы от заготовки древесины. Все это позволяет существенно увеличить доход с единицы лесной площади.

Однако реализация этих возможностей требует дополнительных организационных усилий по приведению ранее существовавшей практики лесохозяйственной деятельности и лесопользования в соответствие с Лесным кодексом и повышению заинтересованности региональных властей в максимальном извлечении лесного дохода.

Основным стержнем и стимулом интенсификации ЛПК Приморского края на обозримый период является развитие деревопереработки, как главное условие увеличения добавленной стоимости производимой и реализуемой лесопродукции. Однако высокие транспортные и энергетические тарифы, недостаток квалифицированной рабочей силы, высокая конкуренция на внешних рынках существенно сдерживают ее развитие. Следует признать, что на планируемый период, несмотря на предпринимаемые меры по интенсификации деревопереработки, ожидать реального существенного прорыва на данном направлении нет оснований.

Близость китайского рынка позволяет интенсифицировать заготовку и переработку недревесных лесных продуктов, ягод, грибов, орехов и других лесных продуктов практически в неограниченных объемах. Однако реализация этого направления нуждается в серьезной государственной поддержке и мерах завоевания рынка.

Одним из значимых инструментов оптимизации системы управления лесами и их использования является лесная сертификация.

2.2.2. Обоснование выделения зон планируемого освоения лесов для различных видов их использования с дифференциацией по интенсивности освоения

Лесной участок предоставляется в аренду под любой вид использования лесного ресурса, при этом, как правило, под один вид ресурса, например, древесины. Каким образом использовать другие виды лесных ресурсов ни в договоре аренды, ни в Лесном кодексе не оговаривается. В то же время Лесной кодекс допускает осуществление нескольких видов пользования лесными ресурсами на одном участке лесного фонда. Однако механизм регулирования совместимости видов пользования лесными ресурсами в Лесном кодексе не прописан, что вызывает большие противоречия при организации лесопользования и землепользования на практике.

При наличии нескольких претендентов на один участок лесного фонда, но на разные виды пользования, возникает необходимость установления приоритетности вида пользования на той или иной территории при передаче участка лесного фонда в аренду. В одном лесничестве абсолютным приоритетом, исходя из социально-экономических или экологических интересов, будет заготовка древесины, в другом - рекреационное пользование или другие мотивы. Непререкаемым приоритетом для Приморского края вне лесопромышленных интересов, пожалуй, является только экологическое использование лесов, учитывая их средообразующую и ландшафтно-стабилизирующую роль и долю вовлекаемых в пользование ресурсов.

Очевидно, что для выбора предпочтения вида пользования требуется воля государственного органа власти, исходя из экономических, политических, экологических целей развития комплексного природопользования региона. Ниже приводится перечень видов пользования лесами для Приморского края в порядке социально-экономической значимости, рекомендованный межведомственной комиссией по подготовке лесного плана при Правительстве Приморского края.

Виды использования лесных ресурсов на территории Приморского в порядке убывания социально-экономической значимости:

1. Заготовка древесины;

2. Переработка древесины и иных лесных ресурсов;

3. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

4. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

5. Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6. Осуществление рекреационной деятельности;

7. Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

8. Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

9. Ведение сельского хозяйства;

10. Заготовка живицы;