Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 2009 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 10.10.2016)

Заключение


Главная задача настоящего планирования заключалась в поисках подходов и возможностей повышения доходности и эффективности лесохозяйственной деятельности и оптимизации всего комплекса использования лесных ресурсов.

Главное условие планирования определяется тем, что Лесной кодекс РФ (с внесенными поправками от 2008 года) вводит не только новые виды использования лесных ресурсов, но и рыночные механизмы организации платного лесопользования, основанного не только на традиционном потреблении древесины, но и на использовании лесных земель под различные виды хозяйственной и промышленной деятельности. Это позволяет существенно увеличить потенциальный доход с единицы лесной площади, который при соответствующей организации извлечения лесного дохода, несомненно, способен покрыть затраты на нормативное содержание лесного фонда.

Исходя из этого, Лесной план Приморского края, опираясь на имеющиеся возможности дальнейшего развития лесопромышленной деятельности, ориентирован так же на развитие новых отраслей использования лесов.

Разработка лесного плана осложнялась отсутствием прецедента подготовки подобных документов, дефицитом времени, недостатком системных источников информации, противоречивостью исходных установок технического задания. Особенно в части типовой формы содержания лесного плана. В настоящем документе по возможности, с учетом специфики региона, отражены все требования и рубрикация типовой формы лесного плана, утвержденной Приказом МПР N 182 от 16 июля 2007 года.

Реализация поставленных планом задач на фоне инерционности сложившихся представлений требует значительных организационных усилий субъекта РФ и, самое главное, смены дотационной психологии управления лесными ресурсами. Традиционная ориентация на дотации, а в настоящее время - субвенции должна смениться на осознание необходимости и поиски путей заработка собственных средств. Очевидно, что подобная смена психологии требует времени.

В данный момент, несмотря на благоприятную в целом ситуацию, существует несколько серьезных препятствий развития инновационного сценария реализации Лесного плана:

1. Несовершенство законодательно-правовой и нормативной базы в части перераспределения доходов от использования лесов в бюджетной системе всех уровней;

2. Отсутствие государственной поддержки и заинтересованности региональной власти в увеличении лесного дохода из-за невозможности его прямого использования на нужды экономики субъекта РФ;

3. Несовершенство институциональных основ управления лесами. Оторванность управленческих усилий от конечного результата труда и, как следствие, незаинтересованность в увеличении доходности и интенсификации лесохозяйственной деятельности и лесопользования;

4. Несовершенство порядка и нормирования предоставления лесных ресурсов в пользование, а также ценообразования и системы платежей за пользование лесными ресурсами.

Перечисленные препятствия существенно сдерживают реализацию запланированных мероприятий. С учетом этого на основе прогноза темпов динамики развития по большинству аспектов планирования в Лесном плане Приморского края заложен постепенный рост показателей интенсивного развития. По некоторым направлениям планируется рост лесных платежей за счет ожидаемого повышенного спроса на лесные земли или в результате упорядочения и приведения лесных отношений в соответствие с Лесным кодексом, что является беспрецедентным, но представляется реальным.

В целом, при соответствующей поддержке со стороны государственной власти региона настоящий Лесной план может служить системной основой для оптимизации лесопользования на территории Приморского края.