Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 2009 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 10.10.2016)

Автомобильный транспорт Приморского края


Основной осью развития автодорожной сети края является федеральная автотрасса Владивосток - Хабаровск. Общая протяженность сети дорог общего пользования Приморского края составляет 6652 км. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 43 км на 1000 кв. км - 1-е место в округе. Следует отметить, что оба вышеупомянутых показателя выше средне российских.

Автомобильный транспорт и автодороги - важнейшая часть региональной транспортной системы. В автомобильном транспорте численность работающих превышает 22 тыс. чел. В последние годы автотранспортом Приморского края перевозилось в среднем в год примерно 60 млн т грузов и 200 млн пассажиров. Если сравнивать с аналогичными показателями железнодорожного транспорта, то это почти в 4 раза больше по объемам перевозок грузов и в 10 раз по объемам перевозок пассажиров.

В целом автотранспортный комплекс края справляется с возрастающим спросом на его услуги, способствует продвижению национальных интересов во внешней торговле. Улучшаются его основные экономические показатели. Однако анализ складывающихся пока тенденций свидетельствует, что если к 2010 г. спрос на внешнеэкономические перевозки возрастет 1,5 - 1,8 раза, то автотранспортные предприятия Приморского края не справятся с этими объемами перевозок и вынуждены будут значительную часть грузовой базы уступить сторонним перевозчикам, включая иностранных.

В Приморском крае по сравнению с 2000 г. в 2003 г. объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом, увеличился на 18 процентов. Объем перевозки грузов и грузооборот в крае продолжают возрастать, так грузооборот автомобильного транспорта в 2006 г. по сравнению с грузооборотом в 2005 г. вырос на 22,6 процента.

На перевозку лесоматериалов приходится 8 процентов и 5 процентов - на товары народного потребления.

Существующая сеть автомобильных дорог Приморского края сформировалась исторически под влиянием географического положения региона, особенностей освоения его территории и расселения населения, размещения и развития производительных сил и развивалась в основном в меридиональных и субмеридиональных направлениях. Конфигурация дорожной сети региона в основном соответствует существующему размещению и уровню развития отраслей промышленности и сельского хозяйства, но при этом не ориентирована на тесное взаимодействие отдельных территорий и расселенческих структур между собой.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования Приморского края составляет 16118 км, из них 8909 км - муниципальные автодороги (автодороги местного значения). Протяженность автодорог федерального значения составляет 557 км, регионального и межмуниципального значения (краевых автодорог) - 6652 км, в том числе краевых автодорог с усовершенствованным типом покрытия - 3049 км, с грунтовым покрытием - 112 км, с щебеночно-гравийным покрытием - 3491 км.

Основная часть автодорог Приморского края - это дороги III, IV и V технических категорий. Протяженность дорог II категории составляет 2,6 процентов, III категории - 19 процентов. Более 3,6 тыс. км автодорог имеют дорожные одежды переходного и низшего типа. Для обеспечения пропуска современных большегрузных автотранспортных средств необходимо проведение реконструкции на участках, составляющих большую часть протяженности автомобильных дорог общего пользования. Характерно то, что примерно 16 процентов общей протяженности этих дорог требуют ремонта дорожной одежды, 26 процентов имеют неудовлетворительную прочность дорожных покрытий, 30 процентов - неудовлетворительную ровность дорожных покрытий, 11 процентов - неудовлетворительные сцепные свойства дорожных покрытий.

На сети автодорог общего пользования эксплуатируются 1584 мостов и путепроводов общей протяженностью 59,9 тыс. п. м, включая 37 деревянных мостов. Результаты диагностики искусственных сооружений показали, что в неудовлетворительном состоянии находятся 689 мостов (43 процента) суммарной протяженностью 26,5 тыс. п. м, из которых 374 сооружения имеют габариты, не соответствующие категории автодороги, 610 сооружений - недостаточную грузоподъемность, 360 сооружений - низкий уровень безопасности движения, 434 сооружения - износ, близкий к предельному. Около 57 процентов от общего количества мостов и путепроводов построены более 40 лет назад и не соответствуют современным требованиям по грузоподъемности. Все несоответствующие нормативам мостовые сооружения требуют усиления, частичной или полной замены пролетных строений и опор, а также значительного расширения в целях доведения габарита проезжей части до норматива, соответствующего категории автомобильной дороги.

Интенсивность движения на автодорогах, выходящих из городов Владивосток, Уссурийск, Находка, составляет от 29,8 тыс. до 37,7 тыс. автомобилей в сутки. В летний период очень многие участки автодорог работают в режиме перегрузки. Расчеты показывают, что в ближайшие годы будет полностью исчерпана пропускная способность автодорог "Уссурийск - Пограничный - Госграница", "Владивосток - Находка - порт Восточный", а также отдельных участков автодороги "Хабаровск - Владивосток" (М-60 "Уссури").

В настоящее время социально-экономическое развитие Приморского края во многом сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития сети автодорог. Как уже указывалось, значительная часть протяженности автодорог общего пользования имеет высокую степень износа, практически исчерпала запас пропускной способности.

Плотность дорог на юге Приморья в 8 - 12 раз выше, чем в центральных, восточных и северных районах. Недостаточное развитие сети автомобильных дорог в северных и восточных районах края сдерживает развитие и вовлечение в хозяйственный оборот обширных территорий, богатых природными ресурсами, обуславливает дополнительные затраты на обеспечение северного завоза. Указанные дополнительные затраты возникают при перевозках по автозимникам, при перевозках несколькими видами транспорта с повторной перевалкой грузов, при хранении грузов в период межсезонья и т.д.

В настоящее время 12 населенных пунктов не имеют связи с сетью автодорог общего пользования, 165 населенных пунктов не имеют связи с сетью автодорог федерального и краевого значения по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Это приводит к сокращению производства и оттоку населения из этих населенных пунктов.

Характерно отсутствие в крае развитой, законченной опорной сети автомобильных дорог. Из 34 лишь 25 районных центров обеспечены надежным автомобильным сообщением со всеми соседними районами.

Только около 1/4 протяженности федеральных автомобильных дорог соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к международным транзитным магистралям.

Развитие автомобильного транспорта и расширение автомобильных перевозок способствуют усилению отрицательных экологических последствий и негативного воздействия на окружающую среду региона. Доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает 45 процентов, а в шумовом воздействии на население городов - 85 - 95 процентов.

Дальнейший рост объемов перевозок на автомобильном транспорте будет связан с увеличением объемов производства, развитием предпринимательской деятельности, расширением сферы услуг, повышением уровня жизни населения, освоением новых территорий и месторождений полезных ископаемых, расширением международной торговли, развитием транзитных перевозок по трассам международных транспортных коридоров, проходящих по территории Приморского края, и т.д.

Таким образом, развитие сети автомобильных дорог Приморского края в значительной степени не отвечает потребностям и приоритетам социально-экономического развития региона. Край существенно отстает от наиболее развитых зарубежных стран, регионов по показателям транспортной подвижности населения, скорости и других качественных характеристик доставки грузов и пассажиров, плотности сети автодорог. Это приводит к снижению конкурентоспособности российских производителей, неоправданно большой доле транспортной составляющей в себестоимости продукции, сдерживанию роста производительности труда и объемов инвестиций.

В соответствии с этим необходимы изменения системы мероприятий по развитию автодорожной сети, в частности, по повышению пропускной способности автомобильных дорог и развитию сети автомагистралей.

Лесохозяйственные и лесовозные дороги является важным элементом технической доступности расчетной лесосеки и экономически эффективной лесозаготовки. По данным лесохозяйственных регламентов 2009 г. общая протяженность дорог по лесному фонду составляет 29,8 тыс. км, из них автомобильные дороги 20,0 тыс. км, в т.ч. круглогодового действия 17,3 тыс. км, зимники 9,7 тыс. км (таблица 1.2.40).