Объем перевозок грузов предприятиями и организациями транспорта Приморского края
N п/п | Наименование показателя | 2005 г. | 2006 г. | 2006 г. в процентах к 2005 г. |
1. | Перевезено (отправлено) грузов транспортом - всего, тыс. т | 74484,0 | 75389,6 | 101,2 |
2. | Железнодорожным | 13925,3 | 14670,0 | 106,4 |
3. | Воздушным | 7,3 | 8,0 | 110,4 |
4. | Морским | 8318,7 | 7547,7 | 90,7 |
5. | Автомобильным <*> | 52232,7 | 53163,9 | 101,7 |
________________
<*> - с учетом индивидуальных предпринимателей, неформального сектора экономики
Преобладание какого-либо вида транспорта по зонам и отдельным экономическим районам (мезорайонам) Приморского края связано с климатическими и другими географическими особенностями, с условиями и особенностями развития населения и отраслей народного хозяйства в этих районах. Но в целом все виды транспорта на территории края, взаимодействуя и дополняя друг друга, а иногда и конкурируя, формируют постепенно некоторую территориальную системную общность.
Формирование крупнейших транспортных узлов Приморского края связано, прежде всего, с развитием городов Владивосток, Находка, Уссурийск, Арсеньев. Но формирование региональной транспортной системы пока сопряжено со значительными трудностями, и характер сопряжения ее отдельных элементов далек от оптимальных параметров в современной конкурентной среде регионов и крупных экономических центров. По крайней мере, говорить о формировании регионального транспортного комплекса на территории Приморского края пока рано.
Успешной работе транспортной системы Приморского края, а также ее выходу на более высокий качественный уровень мешает ряд нерешенных проблем:
1) недостаточные объемы и темпы прироста инвестиций в обновление основных фондов транспортных предприятий, что ведет к ускоренному физическому старению значительной части основных фондов (износ основных фондов на железнодорожном транспорте составляет примерно 55 процентов, на воздушном транспорте - 60 процентов, на автомобильном транспорте - 75 процентов, на морском транспорте - 65 процентов);
2) избыточные мощности в транспорте составляют около 35 процентов, что крайне негативно влияет на показатели рентабельности и прибыльности, а использовать избыточные мощности для увеличения объемов грузоперевозок ввиду их морального износа не представляется возможным;
3) правовая и организационная неопределенность международных транспортных коридоров (МТК) на российском Дальнем Востоке, в Приморском крае, что не позволяет привлечь в их обустройство крупные внешние инвестиции;
4) инфраструктура пограничных и таможенных пунктов пропуска транспортных средств пока еще недостаточно развита, что не позволяет в полном объеме привлечь в транспортную сеть Приморского края грузовую базу северо-восточных провинций Китая. По экспертным оценкам общие потери грузовой базы по этой причине составляют до 45 - 50 млн т груза, включая до 300 тыс. TEU контейнеров в год.
На территории Приморского края действуют 25 пограничных пунктов пропуска транспортных средств. Из них - 16 морских, 5 автомобильных, 3 железнодорожных и 1 авиационный пункты пропуска. Пограничные пункты пропуска Приморского края обеспечивают около 10 процентов импортных и свыше 15 процентов экспортных перевозок России.
К факторам, осложняющим развитие региональной транспортной системы, можно отнести следующие.
Во-первых, грузовая база региональной транспортной системы имеет преимущественно внешний для края характер. Подавляющая часть перевозимых грузов идет на экспорт из других регионов страны (уголь, металлы, зерно, целлюлоза, нефтепродукты и др.). Таким образом, удаленность портов Приморского края от основных грузовладельцев затрудняет перспективное планирование развития транспортной системы края. Кроме того, некоторые порты края находятся в прямой зависимости от ограниченного числа поставщиков. Например, около 2/3 грузовой базы Владивостокского морского торгового порта зависят от экспорта продукции двух российских металлургических комбинатов. Данное обстоятельство обуславливает крайнюю зависимость краевой транспортной системы от конъюнктуры мирового рынка.
Во-вторых, в Приморском крае нет пока единой системы координации и управления транспортными перевозками, в эту сферу деятельности вовлечены коммерческие предприятия различных форм собственности и организации разной ведомственной подчиненности, преследующие в основном только свои слабосогласованные интересы.
В-третьих, активно формируется система международных транспортных коридоров, проходящих по территории края, которая в принципе призвана носить не только взаимодополняющий, но и конкурентный характер. При этом потребители транспортных услуг получают возможность выбора, что будет сдерживать рост тарифов. В то же время на региональном транспортном рынке растет число иностранных компаний, которые для завоевания сегментов данного рынка в некоторых случаях проводят демпинговую политику по тарифам. В настоящий период на долю иностранных фирм приходится уже более 30% перевозок, и эта доля на региональном транспортном рынке продолжает увеличиваться, что вызывает и некоторое оправданное беспокойство.
В соответствии со Стратегией развития транспорта РФ на период до 2010 г. через территорию Приморского края будут проходить следующих три международных транспортных коридора:
1) "Трансконтинентальный евроазиатский транспортный коридор", объединяющий Транскорейскую железнодорожную магистраль с Транссибом по схеме Республика Корея - КНДР - Россия - зарубежные страны Европы, куда входят следующие пограничные пункты пропуска:
железнодорожный переход "Хасан" - станция Уссурийск;
железнодорожный переход "Гродеково/Пограничный" - станция Уссурийск;
железнодорожный переход "Махалино" - станция Уссурийск.
2) Межконтинентальный азиатско-американский транспортный коридор "Восток-Запад", объединяющий Северо-Восточные провинции Китая и Западное побережье США по схеме МТК "Приморье 1": Северо-Восточные провинции КНР - Владивосток/Восточный - Западное побережье США и по схеме МТК "Приморье 2": Северо-Восточные провинции КНР - Посьет/Зарубино - Западное побережье США, в которые входят:
пограничные автомобильные переходы "Пограничный", "Марково", "Полтавка", "Краскино", "Хасан" - автомобильная дорога федерального значения "Уссури" и автодороги регионального значения - морские порты Владивосток, Восточный, Посьет, Зарубино;
пограничные железнодорожные переходы "Хасан", "Гродеково", "Махалино"
морские порты Владивосток, Восточный, Посьет, Зарубино.
Реализация этого проекта существенно сократит сроки доставки и стоимость перевозки грузов. Как показывают расчеты, экономия на транспортировке одного контейнера TEU через Приморские порты по сравнению с доставкой по коридору "Север-Юг" через китайский порт Далянь составит до 1000 долларов. Экономия по времени составит порядка 4-х суток в связи с тем, что наши порты расположены на 1500 миль ближе к Западному побережью США, нежели Далянь или другие более южные китайские порты.