Необходимость внедрения лесной сертификации как механизма совершенствования управления лесами и лесопользования в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесных ресурсов связана со следующими основными факторами:
1. Выполнение государственных обязательств, вытекающих из участия России в международных процессах, организациях и конвенциях <*>;
________________
<*> - ENA FLEG, G8, Конвенция по биологическому разнообразию; CITES; Лесные Принципы, принятые на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро), 1992 г. и др.
2. Борьба с нелегальным использованием лесных ресурсов;
3. Усиливающаяся конкуренция на мировых рынках лесной продукции и, связанная с этим устойчивая тенденция повышения спроса на сертифицированную лесную древесную и недревесную продукцию.
Перечисленные выше природоохранные (ресурсно-охранные) и рыночные предпосылки особенно актуальны для экспортно-ориентированных регионов страны, каковым является Приморский край. Именно в этих регионах наиболее остро стоят вопросы нелегального использования лесных ресурсов и конкурентоспособности лесной продукции на рынке стран импортеров. При этом именно рыночная конкурентоспособность продукции и в целом предприятий лесного комплекса является ключевым фактором, определяющим направления развития сертификации. Сертификация в данном случае выступает в первую очередь, как инструмент торговли и рынка, а уже затем как механизм совершенствования управления лесами и лесопользования.
Внедрение сертификации, как рыночного инструмента, возможно только на добровольной основе и при активном участии предприятий лесного комплекса. Однако для этого активного участия требуется рыночная мотивация, которая может быть связанна не только с требованиями торговых партнеров, но и с порядком предоставления и/или пользования лесными ресурсами, налогообложением, условиями предоставления кредитов финансовыми учреждениями или государственных гарантий по этим кредитам и т.д., что целиком является прерогативой государства. Поэтому развитие процесса сертификации невозможно без участия и координационной роли государства, которое не только является собственником лесных ресурсов, но и определяет лесную политику, отвечает за обоснованность и экологичность методов управления лесами, утверждает правила и нормы пользования лесными ресурсами, назначает способы и технологии заготовки лесной продукции. Кроме того, для успешной сертификации по некоторым системам, например FSC, необходимо непосредственное участие в процессе сертификации местных органов управления лесами (лесничеств), что также невозможно без определенной мотивации и координационной роли со стороны вышестоящих государственных органов.
В настоящее время Рослесхозом разрабатывается государственная программа развития добровольной лесной сертификации до 2010 г., которая будет включать мероприятия по развитию лесной сертификации в Российской Федерации. Однако для Приморского края, как экспортно-ориентированного региона, было бы целесообразно разработать краевую программу по развитию лесной сертификации. Наличие такой программы поставит на системную основу разобщенные усилия различных организаций, которые зачастую преследуют свои собственные цели, не слишком заботясь об интересах развития лесного комплекса Приморского края и социально-экономическом развитии региона в целом. Программа будет демонстрировать зарубежным торговым партнерам ответственное отношение к ресурсам, что улучшит имидж Приморского края и инвестиционную привлекательность лесного комплекса. С другой стороны, эта программа будет стимулировать предприятия лесного комплекса серьезно относится к этому вопросу и планомерно вести подготовку к сертификации.