Как и в любом другом регионе, в Приморском крае на лесные экосистемы воздействуют многие факторы. К факторам, связанным с деятельностью человека, относятся: прокладка дорог федерального, регионального и иного значения, просеки под линии электропередач и связи, прокладка трубопроводов, разведка и добыча полезных ископаемых, а также рекреационная деятельность и множество других.
Через территорию Приморского края проложена автотрасса Хабаровск - Владивосток (в настоящее время достраивается), кроме того часть железной дороги (Транссиба) также проходит через эту территорию и под которую были в свое время отчуждены соответствующие площади лесных и нелесных земель. Помимо этого имеются сеть автодорог различного назначения, строятся новые дороги.
Имеются в Приморье и несколько высоковольтных линий электропередач, большое количество линий связи. На территории края расположено большое количество месторождений полезных ископаемых: золото, олово, марганец, редкие металлы, каменный и бурый уголь, тальк, торф, строительные материалы и другие. Однако многие горнодобывающие предприятия либо законсервированы, либо брошены.
Ведутся в крае лесозаготовки. При этом воздействие на лес оказывают не столько сами рубки, сколько пожары, чаще всего возникающие от палов, то есть осеннего и весеннего выжигания сухой травы на сенокосных угодьях. Однако вместе с травой на переувлажненных участках практически ежегодно прогорают и те небольшие островки древесно-кустарниковой растительности, которые встречаются на реках.
Рекреация в крае еще недостаточно развита (имеется в виду организованная ее форма), существующая в основном представлена прибрежными формами, а ликвидированные в свое время отрасли промышленности не восстановлены. Неорганизованные же формы рекреации осуществляются практически во всех населенных пунктах, но в силу малочисленности населения большинства населенных пунктов, значительных по масштабам нарушений в лесу не отмечается, за исключением пригородов Владивостока, Находки и некоторых других.
Тем не менее, в перспективе возможно некоторое увеличение рекреационного пресса на зеленые зоны населенных пунктов, поэтому необходимо всемерно способствовать переводу неорганизованной формы рекреации в организованную с соответствующим обустройством пригородных лесов.
Выбросы в атмосферу вредных веществ на территории Приморья связаны прежде всего с выхлопами автомобилей на всех дорогах и внутри населенных пунктов, а также с ГРЭС и некоторыми другими объектами промышленности.
Таким образом, в целом нарушения окружающей среды в настоящее время на территории края относительно невелико, однако в любом случае всегда необходимо знать и исполнять имеющиеся нормативно-правовые документы (в том числе Лесной кодекс, законы об охране природы и т.д.).
В соответствии с требованиями Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей среды" необходимо рассчитывать вредное воздействие на окружающую среду при проектировании лесопользования в лесоустроительных проектах, а также при проектировании других видов хозяйствования.
Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, ст. 4556) в статье 12 к объектам государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации относятся проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в том числе проекты лесоустройства.
При разработке раздела "Оценки воздействия проектируемых мероприятий на окружающую среду" (ОВОС) должны учитываться следующие принципы:
раздел должен составляться отдельно от лесоустроительного проекта по отдельному договору;
раздел должен составляться не автором проекта, а лицом, ему оппонирующим;
оценка мероприятий выполняется по принципу сравнения того, что есть и что будет в результате реализации проектируемых мероприятий;
При положительном заключении ОВОС на лесоустроительный проект оценка на производные от него проекты не выполняется;
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов проекта экспертизы или виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическое обоснование допустимости ее реализации.
"Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", утвержденное приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года, определяет этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Исследования по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности включают следующее: