Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 2009 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 10.10.2016)

2.7. Целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса


Из антропогенных угроз, в наибольшей степени влияющих на динамику лесов, следует отметить в порядке убывания:

1. Преобразование среды обитания за счет жилищного строительства, промышленного развития, сельского хозяйства, антропогенных пожаров;

2. Строительство линейной инфраструктуры: коммунальные сети, энергетические сети, линии связи, дорожная сеть;

3. Использование абиотических ресурсов: добыча полезных ископаемых, добыча нефти и газа, гидротехнические сооружения;

4. Использование биологических ресурсов: лесозаготовки;

5. Нелегальное лесопользование: системное хищение и истощение ресурсов;

6. Инвазии;

7. Несовершенство нормативно-законодательной базы природопользования.

При всем разнообразии антропогенных факторов общая суммарная степень их существенного проявления на территории Приморского края не превышает 30%, а выраженность катастрофических нарушений не превышает 10%.

Значительно более существенно проявляется воздействие природных экзогенных факторов, главным из которых является природный пирогенез.

Степень доминирующего проявления природных экзогенных факторов в динамике лесного покрова Приморского края составляет более 70%.

Как следует из вышеизложенного степень проявления критических антропогенных нагрузок на природные комплексы и, в частности, леса умеренна. Отсутствуют также серьезные угрозы структуре лесов и лесистости. По отношению к лесным экосистемам это носит локальный точечный характер и практически не отражается на динамике лесов в системе существующих методов инвентаризации. Поэтому специальных мер и целевых показателей уменьшения антропогенных нагрузок на леса Приморского края не планируется. Нормы пользования лесными ресурсами, исключающими предельные нагрузки на лесную среду в конкретных местах пользования, заложены в правилах и других документах лесохозяйственной регламентации. Соблюдение их гарантированно обеспечивает сохранение лесной среды на данном этапе состояния экстенсивного лесопользования в крае.

Принципиальным целевым показателем, отражающем уровень и степень интенсивности воздействия на лесные ресурсы, является расчетная лесосека, которая используется на данный момент частично.

В то же время можно привести несколько показателей, которые отражают уровень изменения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса:

уменьшение доли площади сплошных рубок;

сокращение объемов нелегальных рубок;

сохранение горимости лесов на среднемноголетнем уровне в пределах 0,07 - 0,12 процентов;

сохранение доли погибших лесов от вредителей и болезней на среднемноголетнем уровне в пределах 0,0005 процента;

снижение нерационального отчуждения лесов под нужды других отраслей.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) лесохозяйственной (лесоэксплуатационной) деятельности

В соответствии со ст. 83 ЛК РФ, органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов. Основной задачей данной экспертизы является оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) лесохозяйственной (лесоэксплуатационной) деятельности, которая, в свою очередь, направлена на предотвращение и/или минимизацию антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса.

В настоящее время ОВОС лесоэксплуатационной и лесохозяйственной деятельности осуществляется на базе общего "Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" (16.05.2000 N 372). Это положение не в полной мере учитывает специфику лесных объектов, особенности производственных процессов по эксплуатации лесных ресурсов и в целом использование лесных земель для тех или иных целей. Поэтому результаты оценки происходящих или вероятных изменений природной ситуации под воздействием лесоэксплуатационной деятельности носят субъективный характер и не соответствуют реальным трансформациям параметров лесной среды, что предопределяет различную трактовку и недооценку социально-экологических угроз, с одной стороны, и неоправданные затраты на проведение формальной ОВОС - с другой. Очевидно, что к ОВОС лесохозяйственной (лесоэксплуатационной) деятельности необходим единый, унифицированный на системной основе методический подход, который должен учитывать следующие аспекты:

особенности и разнообразие лесорастительных условий и лесных экосистем;

виды, способы и технологии лесопользования;

сложный комплекс прогнозируемых последствий, учитывающий современные мировые тенденции, такие как требования международных систем лесной сертификации (например, проведение в рамках ОВОС оценки воздействия на социальную сферу);

необходимость комплексного подхода к послеоперационному мониторингу за изменениями окружающей среды.

Изложенные выше аспекты должны найти свое отражение в специальном руководстве, регламентирующем порядок проведения ОВОС лесоэксплуатационной и лесохозяйственной деятельности в Приморском крае.

Актуальность разработки данного руководства тесно связана с осуществляемой государственной политикой формирования конкурентной среды на рынке лесных ресурсов, ликвидацией государственной монополии и формированием рынка услуг по оценке (в т.ч. ОВОС). Наличие утвержденного на региональном (или федеральном) уровне нормативно-методического руководства поможет систематизировать проведение ОВОС различными научными и независимыми экспертными организациями, а также позволит государственным органам эффективно управлять этим процессом.