Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 2009 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 10.10.2016)


 Размещение ПХС на территории Приморского края*

_________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Существующая в настоящее время схема, при которой космомониторингом 1 уровня охвачена территория Агзинского и Самаргинского участковых лесничеств Тернейского лесничества (Самаргинское авиаотделение), а остальная территория входит в зону авиационного патрулирования, имеет свои недостатки. Главный из них - космомониторингом засекаются пожары, исходя из опыта практического применения, на площадях от 20 га. Будь эти леса малоценные, или освоения их в ближайшие 50 - 100 лет не предвидится, можно было бы лишь контролировать, по возможности, очаги крупных пожаров. Но насаждения на указанной территории - практически единственные, не пройденные рубками, имеющие качественный породный состав и высокий запас. В то же время, загорания, возникшие на территории этих двух лесничеств, переходят в большинстве случаев в пожары с большой площадью, что однозначно подтверждается многолетней практикой. Не обнаруженный вовремя (по действующим в советское время нормативам, таковым считался очаг загорания на площади более 3 га) в хвойных насаждениях, в горной местности, в удаленных от путей транспорта районах такой пожар, как правило, переходит в категорию крупных. Целесообразным было бы создание на базе Самаргинского авиаотделения авиаточки с использованием вертолета Ми-2 на период активной грозовой деятельности (с конца мая до августа), с прикомандированными на этот период летчиком-наблюдателем и 1 - 2 группами десантников-пожарных. Такая команда смогла бы обеспечить ликвидацию пожаров на малых площадях, учитывая небольшое среднегодовое количество загораний. В случае же ухудшения пожарной обстановки будет возможность переброски дополнительных сил и средств пожаротушения из соседних авиаотделений. Оставшуюся часть сезона вполне можно контролировать путем космомониторинга. Самый важный вопрос - обеспечение ГСМ для проведения авиационных работ на территории Агзинского и Самаргинского участкового лесничеств. В связи с этим необходимо организовать в том районе пункта заправки авиаГСМ. Наиболее перспективным местом организации такого пункта является порт Адими на северо-востоке Тернейского района, на базе крупного лесозаготовительного предприятия ОАО "Тернейлес". Для его организации требуется закупка двух емкостей по 20 тонн для хранения авиатоплива ТС-1, заправочная станция, два топливозаправщика, обустройство причала, организация охраны территории и обученный технический персонал. Топливо морским путем в межсезонный период будет доставляться в Адими, затем топливозаправщиком доставляться в емкости. Вертолет класса Ми-2, а при необходимости и Ми-8 будет подсаживаться у заправочного комплекса и затем вылетать для выполнения лесоавиационных работ.

Дополнительные заправки авиаГСМ необходимо предусмотреть также и в других пунктах, что позволит повысить эффективность работ по обнаружению и тушению лесных пожаров

Часть обслуживаемой территории в южной части края вполне реально перевести на пассивный режим авиапатрулирования, при котором будет вестись только обнаружение лесных пожаров с воздуха и осмотр действующих пожаров. При острой необходимости возможна переброска работников парашютно-десантной пожарной службы из ближайших авиаотделений, имеющих в своем составе такие силы. На режим пассивного авиапатрулирования предлагается перевести Артемовское авиаотделение. В составе данного структурного подразделения предлагаем создать Пограничную авиаточку, на которой будет базироваться воздушное судно класса самолета Як-18т (для обнаружения пожаров) или Ми-2 (для обнаружения очагов и доставки к ним работников наземных служб). Так как горимость лесов на территории Пограничного и Барабашского участкового лесничеств, которые попадают в зону обслуживания данной авиаточкой, имеет место с начала апреля до середины мая, а затем в октябре, то воздушное судно в п. Пограничный имеет смысл использовать только на этот период. Командированному летчику-наблюдателю и командиру воздушного судна также необходимо выделение на период работ комнаты в здании участкового лесничества. Для выполнения полетов из п. Пограничный необходимо обустройство полевой взлетно-посадочной полосы, пригодной для самолетов малого класса типа Як-18т. Ввиду малого часового расхода топлива вышеупомянутыми судами достаточно одной 20 тонной емкости при использовании Ми-2 с ее охраной на период работ.

Остальные восемь структурных подразделений авиабазы: Арсеньевское, Дальнереченское, Кавалеровское, Лазовское, Рощинское, Тернейское следует сохранить активными, т.е. предусмотреть в штате парашютистов и десантников-пожарных. И самое основное - увеличить их численность. Более 70% территории края (7354 тыс. га) относятся к территории, где тушение пожаров наземными силами затруднено или невозможно. Поскольку при существующей штатной численности на одного работника ПДПС приходится 150 тысяч гектаров тайги.

Еще один важный момент. Необходимо уходить от понятий авиа- и наземная зона при определении, какая из организаций должна заниматься тушением в данном районе. Целесообразно ввести термины "зона преимущественного применения авиационных сил и средств пожаротушения", "зона преимущественного применения наземных сил и средств пожаротушения". Такое деление в случае необходимости позволит авиабазе привлекать силы и средства иных организаций для тушения пожаров в труднодоступных районах, и собственные резервы не будут простаивать, если пожаров в удаленных районах не будет, но надо помочь пожарным в районах, где можно привлекать наземные силы.

Необходимо также создание вертолетных площадок для доставки дополнительных сил пожаротушения в случае высокой горимости в данном районе. Перечень необходимых посадочных площадок приведен в таблице 2.5.5.