Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 2009 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 10.10.2016)

Нелегальное лесопользование


Нелегальное лесопользование, нелегальные заготовки и сбыт лесной продукции имеют место на территории Приморского края и наносят существенный ущерб экономике и природной среде региона. При остроте проблемы низким остается показатель выявляемости нарушений.

По данным органов лесного хозяйства в 2009 году было зарегистрировано 660 таких нарушений (в т.ч. не выявленными нарушителями - 372), объем незаконно заготовленной древесины составил 50247 куб. м (в т.ч. не выявленными нарушителями - 29384 куб. м), а причиненный ущерб - 1812,1 млн руб. За первое полугодие 2010 года зарегистрировано уже 292 случая лесонарушений, объем незаконно заготовленной древесины составил 20834 куб. м, ущерб - 1257,5 млн руб.

По этим показателям Приморский край является одним из самых криминогенных субъектов ДВ региона.

Распространению и интенсификации нелегального лесопользования способствует широкий спектр различных экономических и социальных факторов. Прежде всего, несовершенство лесного и гражданского законодательств и регламентации внутренней и внешней торговли лесными продуктами, слабый государственный и общественный контроль над заготовкой и сбытом лесной продукции, высокий уровень коррумпированности и криминализации общества, недостаток реальных правовых и рыночных стимулов цивилизованного лесопользования.

В качестве причин роста нелегальных рубок можно выделить следующие:

1. Пробелы в федеральном законодательстве, регулирующем лесные отношения:

проведение мероприятий государственного лесного контроля в соответствии с Федеральным законом N 134-ФЗ не позволяет законно проводить регулярные проверки действующих делян, правильности отводов и таксации лесосек, проводить рейдовые мероприятия по предотвращению и выявлению незаконных рубок;

01.04.08 Постановлением Правительства РФ от 13.03.08 N 169 отменены Правила отпуска древесины на корню, в соответствии с которыми работниками лесного хозяйства систематически проводились проверки лесосек и обязательное освидетельствование мест рубок. Таким образом, начиная с 1 апреля 2008 г. законодательством практически отменено требование об обязательном возвращении лесосек в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства, и возмещении неустоек за допущенные нарушения лесохозяйственных требований, что создает предпосылки для безнаказанного увеличения количества нарушений правил рубок и в целом лесного законодательства;

в развитие статьи 20 Лесного кодекса РФ не установлен на федеральном уровне порядок реализации древесины, заготовленной от использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ и иных водных объектов, строительства и эксплуатации линейных объектов;

в Приморском крае ведется интенсивный коммерческий сбор папоротника и кедрового ореха. Для заготовки папоротника предоставление лесных участков затруднено из-за отсутствия ставок платы за этот вид пищевого ресурса. В свою очередь, кедровый орех с 2007 года заготавливается практически весь на нелегальной основе. В крае установлены квоты сбора для собственных нужд 60 кг. Несмотря на это, орех заготавливается в коммерческих объемах, кратно превышающих эту квоту, многочисленными местными и привлеченными сборщиками, что стимулируется его скупкой гражданами КНР и местными скупщиками, представляющими их интересы;

2. Малая численность, слабая защищенность, отсутствие стимулирования государственных лесных инспекторов;

3. Недостаточные меры воздействия на нарушителей лесного законодательства;

4. Рост социальной напряженности в отдаленных лесных поселках края как следствие увеличения доли безработных граждан после распада коопзверопромхозов, госпромхозов, лесозаготовительных предприятий. Незаконная рубка, сбор и заготовка недревесных пищевых и лекарственных ресурсов, а также незаконная добыча охотничьих животных являются источником дохода значительного числа жителей;

5. Отсутствие единой системы учета и контроля древесины, унифицированной документации и единой информационной межведомственной базы данных по заготовке, переработке и экспорту древесины;

6. Коррумпированность органов МВД, лесного хозяйства, муниципальной власти на районных уровнях, не позволяющая эффективно пресекать, выявлять незаконные рубки, расследовать и привлекать к ответственности виновных лиц, изымать технику - орудия преступления.

Темпы нарастания неупорядоченного, нелегального (или неконтролируемого, теневого) лесопользования таковы, что не могут не вызывать обеспокоенности национальной и международной общественности. Очевидно, что со стороны государственных органов власти Приморского края и общественности должны быть разработаны и предприняты самые энергичные меры по сокращению объемов и предупреждению этого опасного социально-экономического явления.

В то же время отмечаются различное понимание и неоднозначное толкование таких понятий как "нелегальные рубки", "нелегальное лесопользование" и некоторых других терминов, связанных с противоправными заготовкой и сбытом и в целом незаконным оборотом лесной продукции. Особую обеспокоенность международной общественности вызывают незаконная рубка деревьев и нелегальный оборот древесины. Однако наряду с ними в не меньших, а в некоторых случаях в больших масштабах распространена незаконная заготовка недревесных продуктов леса, а также захват лесных земель, массовые нарушения правил лесопользования.

Отсутствие единого понимания проблемы среди заинтересованных сторон затрудняет системную и скоординированную работу органов государственной власти и общественности по выяснению и устранению причин нелегального лесопользования.

В этой связи, в порядке первоочередных мер предлагается следующее:

1. Выработка согласованных определений нелегального лесопользования, применительно к международной принятой системе терминов;

2. Создание государственной системы учета заготовленной древесины;

3. Разработка нормативно-правовой и институциональной базы подтверждения легальности происхождения лесной продукции;

4. Усовершенствование законодательства и порядка предоставления лесных ресурсов в пользование;

5. Стимулирование развития добровольной сертификации лесной продукции, в частности национальной и международной программ независимого подтверждения легальности происхождения;

6. Разработка информационной базы и технологии маркирования и учета за движением лесопродукции;

7. Усиление государственного и общественного контроля над заготовкой и сбытом лесной продукции;

8. Обучение и воспитание заготовителей лесной продукции на принципах цивилизованного лесопользования.

Для организации системы эффективной борьбы со всеми проявлениями нелегального лесопользования необходимо: