Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2013 ГОДА" (с изменениями на: 25.02.2013)

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 марта 2008 года N 79 (далее - Программа развития сельского хозяйства), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. В республике всего 1,3 тыс. населенных пунктов.

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 19.03.2012 N 68)

В среднем по Республике Мордовия на 100 сельских поселений приходится 9 детских дошкольных учреждений, 49 школ, 46 клубов, 52 учреждения здравоохранения. Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10 - 20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.

К началу 2002 года в сфере социального и инженерного обустройства села сложилась следующая ситуация.

Жилищные условия. Сельский жилищный фонд республики составляет 8,14 млн. кв. метров общей площади, из них 6,9 млн. кв. метров приходится на частное домовладение.

Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопровода, канализации, горячего водоснабжения.

Здравоохранение. За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 13 единиц (15%), фельдшерско-акушерских пунктов - на 20 (33%). На 10 тыс. сельского населения приходится только 90,1 врачебных больничных коек, тогда как в городе - 171, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 1,9 раза меньше, чем в городе.

Обеспеченность сельского населения врачами в 3 раза, а средним медицинским персоналом в 1,2 раза ниже по сравнению с городским.

Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных удобств.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 10%, единовременная пропускная способность составляет 31 тыс. человек, или 67% к нормативу. Занимаются физической культурой и спортом 33,1 тыс. человек взрослого населения на селе и 76 тыс. человек учащейся молодежи.

Образование. Сеть дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) в сельской местности по сравнению с 1990 годом сократилась на 65,6 процента. Из 160 ДОУ 85% являются малокомплектными (на 1 - 3 группы).

Сеть сельских общеобразовательных учреждений, в основном начальных, за последние три года сократилась на 12 процентов.

Крайне неудовлетворительно состояние учебно-материальной базы сельских школ: 43% школьных зданий нуждаются в капитальном ремонте, 13% - находятся в аварийном состоянии, все виды благоустройства имеют только 17,9% (в городе - 56%).

Высшее образование имеет 83,5% сельских учителей (в городе - 94,9%).

За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1996 году выпуск профессиональных кадров для АПК составил 6440 человек, то в 2002 году только 4988 человек.

Культурно-досуговая деятельность. За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось на 11%, киноустановок на 80%, библиотек - на 2% при уменьшении библиотечного фонда на 75 тыс. экземпляров (9,3%). Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры.

Более 72% клубных учреждений (в большинстве из них размещаются и библиотеки) требуют капитального ремонта или находятся в ветхом и аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Практически прекращено финансирование культурно-воспитательной работы, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания.

Система электрификации села. Потери в электросетях из-за сверхнормативного их износа возросли на 20 - 25%, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 60 часов в год.

К началу 2001 года более 1800 км воздушных электрических линий и 279 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. ЛЭП, находящиеся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в ветхом, технически непригодном состоянии.

Газификация села. В сельской местности по состоянию на 1 января 2002 г. построено 5892,9 км распределительных газовых сетей. Эксплуатируется 5674,5 км распределительных газовых сетей, газифицировано 114377 домов (квартир), из них 64836 природным газом, а остальные - сжиженным.

Водоснабжение. Большинство систем водоснабжения на селе не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работают неэффективно. Локальные водопроводы нуждаются в реконструкции и в полном восстановлении. В результате, сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения.

По состоянию на 2002 год, естественная убыль сельского населения за предыдущие 8 лет увеличилась в 1,5 раза (с 3 до 4,6 тыс. человек). Коэффициент смертности на селе в расчете на 1 тыс. населения составляет 20 промилле, что на 18% выше, чем в городе. Продолжительность жизни снизилась до 64,2 лет против 67,7 в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения.

Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.

Численность работников сельхозпредприятий в 2001 году уменьшилась на 2,6 тыс. человек (5,2%) и на начало 2002 года составила 47,4 тыс. человек. По сравнению с 1991 годом, персонал сельхозпредприятий сократился более чем в 2 раза.

Сохранение деструктивных демографических процессов на селе на более длительный срок, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, соответствующего новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.

За время реализации Программы (к началу 2013 года) в сфере социального и инженерного обустройства села сложилась следующая ситуация.