Действующий

О ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2013 ГОДЫ (с изменениями на: 06.09.2013)

Глава 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ

Важнейшими индикаторами состояния отрасли здравоохранения являются характеристики кадрового состава, количество коек, показатели их функционирования, качество и доступность медицинской помощи.

Стационарную помощь жителям республики оказывают 48 больничных учреждений, из которых 14 являются государственными, 34 - муниципальными (из них в сельской местности размещено 18, в городах - 16). Практически все государственные учреждения здравоохранения расположены в городском округе Саранск, за исключением психиатрической больницы, расположенной в Лямбирском муниципальном районе, и больницы восстановительного лечения N 2 в с. Чеберчино Дубенского муниципального района.

Обеспеченность больничными койками республики составляет 94,3 больничных коек в расчете на 10 тыс. жителей (Российская Федерация - 90,2).

Количество коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения в городской местности в 2009 году составило 128,8 на 10 тыс. человек городского населения, в сельской местности - 42,4 на 10 тыс. человек сельского населения. 27,8% коечного фонда республики (2440 коек) составляют койки центральных районных больниц, на которых оказываются преимущественно "базовые" виды медицинской помощи, предусмотренные республиканской территориальной программой государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи (терапия, хирургия, неврология, педиатрия, инфекционные болезни, акушерство и гинекология). За последние пять лет в структуре коечного фонда центральных районных больниц увеличилась доля коек по оказанию "базовых" видов медицинской помощи с 80% до 85,9%, в то время как в городских стационарах эта доля уменьшилась при одновременном увеличении удельного веса специализированных коек с 35,7% до 40,6%.

В составе государственных учреждений здравоохранения 4 больницы являются многопрофильными, 6 - специализированными диспансерами, 4 - специализированными больницами. Мощность их составляет от 600 до 25 коек. Указанные учреждения здравоохранения предназначены для оказания населению республики специализированной медицинской помощи в объемах и на условиях государственных заказов, сформированных в рамках республиканской территориальной программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи. Вместе с тем такие учреждения, как ГКУЗ Республики Мордовия "Республиканский противотуберкулезный диспансер", ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский кожно-венерологический диспансер", ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский наркологический диспансер", ГАУЗ Республики Мордовия "Республиканская психиатрическая больница", финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Республики Мордовия, частично выполняют функции муниципальных больниц соответствующего профиля. Кроме того, ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая больница" оказывает отдельные виды экстренной медицинской помощи жителям городского округа Саранск, госпитализируемым в указанные больницы по линии скорой медицинской помощи.

Все стационары, оказывающие первичную медико-санитарную, первичную медико-санитарную специализированную, а также специализированную медицинскую помощь, функционируют в учреждениях, имеющих в своем составе как стационарные, так и амбулаторно-поликлинические подразделения.

Кроме государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, больничную помощь в стационарах оказывают Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Рузаевка ОАО "Российские железные дороги", а также 2 федеральных учреждения здравоохранения - ФГУЗ "Медико-санитарная часть МВД по Республике Мордовия" и ФБУ "Больница с поликлиникой УФСИН России по Республике Мордовия". Эти учреждения участвуют в реализации республиканской территориальной программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи на основании заключенных в системе обязательного медицинского страхования договоров и муниципальных и государственных планов-заданий.

Определение муниципального и государственного задания для лечебно-профилактических учреждений позволяет осуществлять контроль за объемами медицинской помощи. Все стационары республики работают по стандартам, так как оказывают как экстренную, так и плановую медицинскую помощь.

Объем оказанной стационарной медицинской помощи в расчете на одного жителя имеет тенденцию к снижению (в 2005 году - 3,8, в 2009 году - 3,29), хотя остается выше среднероссийского показателя (в Российской Федерации - 2,85). Этому способствует высокая обеспеченность населения республики больничными койками: 2007 год - 102,5, 2010 год - 94,3 (Российская Федерация - 90,9 на 10 тыс. населения).

Министерством здравоохранения Республики Мордовия в целях эффективного использования ресурсов здравоохранения, сокращения коечного фонда проводится планомерная оптимизация коечной сети. За период с 2000 года оптимизировано 3300 коек круглосуточного пребывания (30% от коечного фонда), из них в 2008 году - 672 койки, в 2009 году - 165 коек, что позволило сократить неэффективные расходы в 2008 году на 186,2 млн. рублей, в 2009 году на 29,9 млн. рублей. Однако, несмотря на оптимизацию коечного фонда и снижение обеспеченности койками до 94,3 на 10 тыс. населения, уровень госпитализации по-прежнему сохраняется высоким - 27,5 на 100 чел. и превышает среднероссийский показатель на 21,4% (Российская Федерация - 22,4), хотя позитивная тенденция все же прослеживается (28,5 в 2008 году). В таких муниципальных районах, как Краснослободский, Ковылкинский, Чамзинский, уровень госпитализации составил от 20 до 23 на 100 чел. при среднерайонном показателе 18,0; в г. Саранске - 41,7 (в 2008 году - 42,4).

Неэффективно работающие койки преобразуются в койки дневного пребывания и перераспределяются в амбулаторно-поликлиническое звено. Увеличение работы койки в республике зависит от высокого уровня госпитализации и вынужденного по ряду профилей увеличения коечной мощности стационаров за счет приставных коек, что влечет за собой нарушение СанПиНов, нарекания со стороны пациентов, неэффективное расходование средств. С целью приведения к нормативам деятельности коечного фонда будет проводиться работа по снижению уровня госпитализации за счет уменьшения эпизодов обострений у хронических больных, первичных ургентных ситуаций. Работа будет проводиться участковой службой за счет увеличения посещений с профилактической целью, развития стационарозамещающих технологий.

Койки дневного пребывания при стационарных учреждениях здравоохранения с 2004 года в связи с отсутствием рентабельности не практикуются. Активно развиваются стационарозамещающие технологии при амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения.

Ежегодно увеличивается стоимость единицы объема оказанной стационарной медицинской помощи. В 2005 году она составила 431,3 руб., в 2006 году - 492,3 руб., в 2007 году - 563,2 руб., в 2008 году - 665,6 рубля. В 2009 году стоимость койки круглосуточного пребывания возросла на 23,1% по сравнению с 2008 годом и составила 819,4 рубля за один койко-день. В 2010 - 2012 годах планируется дальнейшее увеличение стоимости койко-дня в связи с увеличением расходов на здравоохранение в рамках Программы и проведением Министерством здравоохранения Республики Мордовия мероприятий по сокращению неэффективных расходов.

В рамках Программы запланированы дальнейшая оптимизация коечного фонда, усиление контроля за госпитализацией в стационарные учреждения, развитие сети межмуниципальных центров, стационарозамещающих технологий, внедрение профилактических технологий (диспансеризация населения, реабилитация пациентов с хроническими заболеваниями, повышение активности населения в занятии спортом) в целях предупреждения госпитализации, укрепление ресурсной базы стационарного звена.

С учетом особенностей сельского здравоохранения республики разработан вариант модернизации отрасли, целью которого является максимальное приближение первичного звена здравоохранения к каждому жителю республики, вне зависимости от того, проживает он в городе или отдаленном селе, и оптимизация оказания специализированной помощи населению путем концентрации высокотехнологического оборудования и кадрового потенциала на базе многопрофильных государственных учреждений здравоохранения республики и в межрайонных специализированных центрах.

Многолетний опыт работы с муниципальными учреждениями здравоохранения Республики Мордовия позволяет сделать вывод о неэффективности дальнейшего развития специализированных видов медицинской помощи в муниципальных районах с населением менее 10 тыс. человек на местах в силу ряда объективных причин:

норматив круглосуточных коек на данное население составляет менее 50, что не позволяет содержать врачей - узких специалистов (врач-кардиолог, врач функциональной диагностики, врач-онколог и т.д.);

компактная территория (расстояние до соседних крупных больниц составляет не более 60 км);

хорошо развитая дорожная сеть;

наличие современных цифровых телекоммуникационных технологий;

нецелесообразность расходования бюджетных средств на подготовку узких специалистов, которая занимает 1 - 2 года;

низкая востребованность специализированных видов медицинской помощи в данных муниципальных районах в связи с небольшим количеством населения, в результате чего специалисты работают не на полную ставку;

уровень профессиональной подготовки врачей - узких специалистов, на которых возложена в данных муниципальных районах обязанность оказания специализированной помощи населению, в том числе женскому и детскому, значительно ниже квалификации специалистов республиканских учреждений и межрайонных специализированных центров;

оснащенность данных больниц современным оборудованием значительно отстает от крупных центральных районных больниц, на базе которых располагаются межрайонные специализированные центры.

Планируется постепенно перевести четыре центральные районные больницы муниципальных районов с населением менее 10 тыс. человек во врачебные амбулатории с койками дневного пребывания: ГБУЗ Республики Мордовия "Атюрьевская центральная районная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Большеигнатовская центральная районная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Кочкуровская центральная районная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Кадошкинская центральная районная больница". Специализированная помощь жителям данных муниципальных районов будет оказываться в межрайонных центрах, которые формируются в рамках реализации мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и создания межрайонных перинатальных центров на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Комсомольская центральная районная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Краснослободская центральная районная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Зубово-Полянская центральная районная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Рузаевская центральная районная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Ковылкинская центральная районная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Торбеевская центральная районная больница", и специализированных государственных учреждениях здравоохранения.

Министерством здравоохранения Республики Мордовия в прошедшие годы принимались конкретные и действенные меры по организации специализированных межмуниципальных центров, создание которых подразумевает переход на новую модель организации медицинской помощи населению. Такие центры позволяют сконцентрировать дорогостоящие ресурсы, кадры, современные сложные и затратные технологии в многопрофильном лечебном учреждении, обладающем сильным операционным блоком и реанимацией, возможностью перекрестных консультаций смежных специалистов. Результатом этой работы являются сокращение неэффективно работающих коек, уменьшение числа необоснованных госпитализаций, повышение доступности современной специализированной помощи для населения, сокращение сроков ее оказания, упорядочение сети и структуры здравоохранения, которая выстраивается на основе нормативной потребности населения в медицинской помощи.