Динамика внебюджетной деятельности
Тип учреждения | Объем внебюджетных средств, тыс. руб. | |||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
НПО | 67665 | 105149 | 41316 | 32114 |
СПО <*> | 9852 | 37976 | 48150 | |
Итого: | 67665 | 115001 | 79292 | 80264 |
________________
<*> приведены данные по учреждениям СПО, подведомственным Министерству образования Республики Мордовия
Новые возможности для развития учреждений профессионального образования открывает Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". На сегодняшний день в республике начата работа по переводу образовательных учреждений профессионального образования в статус автономных организаций.
По-прежнему основным источником финансирования учреждений профессионального образования остается республиканский бюджет Республики Мордовия. Сегодня все учреждения профессионального образования, подведомственные Министерству образования Республики Мордовия, перешли на новую систему оплаты труда.
Неотъемлемой составляющей системы профессионального образования, позволяющей анализировать ее эффективность и корректировать дальнейшее развитие, является мониторинг ситуации и организованная система оценки качества профессионального образования.
В настоящее время в республике оценка успешности и качества профессионального образования проводится сразу в нескольких направлениях. Разработаны мониторинговые программы, отражающие состояние системы в целом и необходимые шаги дальнейшего развития, созданы системы внутреннего и внешнего контроля качества образования образовательных учреждений.
Предстоит внедрить систему независимой оценки знаний обучающихся и студентов через создание общественного профессионального сообщества, экспертных советов по различным отраслям подготовки специалистов, которые могли бы продумать механизмы их воздействия на развитие системы профессионального образования.
В целом республиканская система профессионального образования динамично подстраивается под изменившиеся условия социально-экономического развития государства и республики. Однако сохранившиеся проблемы пока не позволяют профессиональному образованию стать лидером происходящих позитивных изменений в различных сферах производственной и общественной жизни.
В современных условиях повышения требований к качеству подготовки специалистов, их востребованности на рынке труда и состоянию системы профессионального образования в республике определены следующие приоритеты развития системы НПО/СПО на 2011 - 2015 годы:
формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных республиканских рынков труда;
повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на республиканском рынке труда;
модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;
внедрение новых финансово-экономических механизмов в республиканскую систему профессионального образования;
развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования;
ресурсное обеспечение учреждений НПО/СПО;
мониторинг развития республиканской системы профессионального образования.
Данные направления развития позволят изменить состояние системы начального профессионального и среднего профессионального образования, решить наиболее насущные проблемы, к которым сегодня относятся:
низкий престиж рабочих профессий в условиях большей востребованности специалистов с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием;
низкая способность учреждений профессионального образования к созданию условий для получения профессионального образования старшеклассниками, а также студентами старших курсов и выпускниками учреждений ВПО;
недостаточно высокое качество образовательных услуг и уровня подготовки руководящего и инженерно-педагогического состава, отсутствие системы независимой оценки качества подготовки выпускников;
недостаточная связь профессионального образования с производством, выражающаяся в слабом стремлении работодателей поддерживать профильные образовательные учреждения, развивать с ними партнерские отношения;
медленно обновляющаяся материально-техническая база учреждений НПО/СПО;
не в полной мере обеспеченные условия для получения профессии или специальности, проживания и социальной защиты детям-сиротам, выпускникам коррекционных школ и другим категориям молодежи, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
консервативные способы финансирования учреждений профессионального образования, медленное внедрение эффективных экономических механизмов воздействия на развитие республиканской сети учреждений НПО/СПО;
пассивность общественно-профессионального сообщества, работодателей в управлении республиканской системой профессионального образования, в развитии способов социального партнерства и сотрудничества.