┌═════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│ % Динамика качества знаний обучающихся и студентов в ОУ │
│ │
│ 70 ═‰ 64 │
│ │ 63,22 63,54 ┌═‰ ┌═══‰ │
│ │ 63 ┌═‰ ┌═‰ │-│ │+++│ Общеобразовательные│
│ │ ┌═‰ │-│ │-│ │-│ └═══… дисциплины │
│ 60 ┤ │-│ │-│ │-│ │-│ ┌═══‰ │
│ │ │-│ │-│ │-│ │-│ │///│ Специальные │
│ │ │-│ │-│ │-│ │-│ └═══… дисциплины │
│ │ │-│ │-│ │-│ │-│ ┌═══‰ │
│ 50 ┤ │-│ │-│ │-│ │-│ │---│ Производственное │
│ │ │-│ │-│ │-│ │-│ └═══… обучение │
│ │ 42,5 │-│ │-│ 43,1│-│ │-│ │
│ │ ┌═┤-│ 41,87│-│ ┌═┤-│ 42,5│-│ │
│ 40 ┤ │/│-│ ┌═┤-│ │/│-│ ┌═┤-│ │
│ │ │/│-│ 32│/│-│32,13│/│-│32,21│/│-│ │
│ │31,49/│-│ ┌═┤/│-│ ┌═┤/│-│ ┌═┤/│-│ │
│ │ ┌═┤/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ 30 ┤ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ │ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ │ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ │ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ 20 ┤ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ │ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ │ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ │ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ 10 ┤ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ │ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ │ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ │ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │+│/│-│ │
│ 0 ┼══┴═┴═┴═┴═┬═┴═┴═┴═┴═┬═┴═┴═┴═┴═┬═┴═┴═┴═┴═‰ │
│ 2007 2008 2009 2010 │
└═════════════════════════════════════════════════════════════════════════…
Основная проблема качества знаний обучающихся заключается в освоении общеобразовательных дисциплин. Это свидетельствует о том, что обучающиеся в учреждениях НПО/СПО мотивированы преимущественно на приобретение профессии, что является основным мотивом их поступления в учреждения НПО/СПО.
Несоответствие качества подготовки выпускников требованиям работодателей влечет за собой проблему переподготовки специалистов. Работодатели указывают на необходимость переобучения работающих у них выпускников, чаще всего приходится переучивать выпускников учреждений ВПО, так как именно они трудоустраиваются не по полученной специальности.
Необходимость переобучения выпускников учреждений профессионального образования является одним из индикаторов несоответствия уровня подготовки требованиям предприятий и организаций, характеризует ряд негативных процессов - слабую взаимосвязь образовательных учреждений и потребителей образовательных услуг, недостаточную мотивацию выпускников к трудовой деятельности, несоответствие профессиональной структуры выпускников учебных заведений и структуры рынка труда.
Оценка экспертами уровня подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений является важным индикатором эффективности функционирования системы профессионального образования.
Оценка уровня подготовки выпускников руководителями профессиональных образовательных учреждений отличаются от оценки работодателей. Работодатели в большей степени считают уровень подготовки выпускников средним, тогда как руководители учреждений профессионального образования - достаточно высоким.
Наиболее перспективными методами оценки качества профессионального образования на сегодняшний день, по мнению 77,4% руководителей учреждений профессионального образования и 33,2% работодателей, является участие сотрудников предприятий и организаций в оценке качества подготовки специалистов, в разработке программ и учебных планов образовательных учреждений, участие работников предприятий в образовательном процессе.
Программа предусматривает активизацию взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями и Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения. Это позволит согласовывать позиции и координировать совместные действия по улучшению качества подготовки специалистов, вносить коррективы в мероприятия Программы.
Программа предусматривает обязательное участие работодателей в согласовании образовательных программ, включение работодателей в советы учреждений и государственные аттестационные комиссии учреждений профессионального образования. Таким образом, подготовка специалистов будет осуществляться на основе требований, предъявляемых работодателями, и потребностей рынка труда.
Кроме того, предусматривается привлечение работодателей к лицензионной и аккредитационной экспертизам качества образования выпускников учреждений профессионального образования. Предполагается внедрение республиканского сегмента сертификации квалификаций, с этой целью планируется открытие на базе учреждений профессионального образования центров сертификации выпускников по отдельным направлениям профессиональной подготовки. Одновременно Министерство образования Республики Мордовия будет создавать систему независимой оценки качества знаний выпускников образовательных учреждений НПО/СПО.
Таким образом, повышение качества подготовки кадров невозможно без формирования эффективной системы оценки качества профессионального образования. Следует отметить, что формирование такой системы невозможно без участия социума. Необходимо развитие системы обратной связи между образованием и обществом, повышение уровня участия последнего в управлении образованием и, в частности, в оценке качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования.
Для осуществления данной задачи предполагается реализация трех групп мероприятий:
формирование республиканского сегмента системы сертификации квалификаций во взаимодействии с производством и научным сообществом;
совершенствование системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования;
создание и развитие системы мер по стимулированию участия работодателей в управлении образовательными учреждениями профессионального образования и профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования.
Решение задачи обеспечивается путем проведения мероприятий, перечисленных в таблице 7.