Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОМОЩИ УЯЗВИМЫМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ ЕГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 03.06.2013)

Постановка проблемы

Общая численность населения Республики Мордовия, входящего в организованные коллективы - потребители пищевых продуктов, оценивается в 256,9 тыс. человек, из них в социальном питании - около 160,0 тыс. человек.

Социальное питание организовано по ведомственному принципу. Соответствующие объекты инфраструктуры находятся в ведении государственных (муниципальных) структур, ими финансируются и контролируются в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. В Республике Мордовия вопросам социального питания уделяется серьезное внимание. В 2009 - 2010 годах переоснащено современным оборудованием более 70 школ, подготовлен к эксплуатации современный пищеблок Государственного учреждения здравоохранения "Мордовская республиканская клиническая больница", ежегодно увеличиваются объемы выделяемых средств на питание детей, больных и других социальных групп населения. Средние показатели охвата горячим питанием в общеобразовательных учреждениях республики выше средних по Российской Федерации.

Несмотря на проводимые мероприятия, существующий уровень потребления пищевых продуктов в Республике Мордовия пока не в полной мере соответствует современным требованиям. Объемы потребления по ряду основных пищевых продуктов ниже рациональных норм потребления: по мясу и мясопродуктам - на 20%, по молоку и молочным продуктам - на 15%, по фруктам и ягодам - на 54%. Больше рациональных норм потребляется сахара (на 54%), картофеля (на 68%), хлебных продуктов (на 27%).

Возможности улучшения общей структуры питания населения Республики Мордовия за счет повышения сбалансированности питания (по нутриентам и продуктам, недостаточно потребляемым в республике) в организованных коллективах используются не в полном объеме. В рационе питания детей и других потребителей в организованных коллективах недостаточно свежих овощей и фруктов, молочных и мясных продуктов.

Несмотря на наличие производственных возможностей, фактическое потребление полуфабрикатов и обогащенных микронутриентами продуктов, специальных продуктов детского и лечебного питания осуществляется в недостаточных для удовлетворения потребностей соответствующих социально-демографических групп населения объемах и составляет 60 - 90%.

Основные проблемы развития отрасли относятся к сфере государственно-правового регулирования, обновления производственных фондов и повышения технико-технологического уровня производства, укрепления производственно-экономических связей отрасли с сельским хозяйством и пищевой промышленностью, совершенствования управления и мониторинга процессов развития.

В области государственно-правового регулирования:

1. В правовых актах не предусмотрена обязанность республиканских органов исполнительной власти и муниципальных органов власти по организации социального питания в соответствии с установленными рациональными нормами и соответствующее финансирование.

2. Отсутствуют нормативные акты, в которых установлены обязательные нормы потребления пищевых продуктов для отдельных групп потребителей социального питания вместо действующих в настоящий момент рекомендуемых норм.

3. Требуется внесение изменений в ряд действующих нормативных актов, связанных с организацией производства пищевых продуктов и питания в организованных коллективах.

4. Нуждаются в уточнении правовые акты, создающие благоприятные условия осуществления инвестиционной деятельности, для развития услуг в области социального питания и привлечения к развитию отрасли хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

В области обновления производственного потенциала отрасли и повышения технологического уровня производства:

1. Препятствием для решения задач по организации полноценного питания является состояние материально-технической базы ряда пищеблоков образовательных, лечебных, социальных и других учреждений и предприятий. Технологическое оборудование для приготовления пищи в целом по отрасли морально и физически устарело.

2. Применяемые технологии производства продукции коллективного питания неэффективны, в части использования материальных, энергетических, трудовых и иных видов ресурсов, сопровождаются большими отходами и дороги при их воспроизводстве. Потенциал имеющихся современных пищевых производств для обеспечения бюджетных учреждений используется недостаточно.

В области укрепления производственно-экономических связей отрасли с сельским хозяйством:

1. Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы слабо увязана с развитием социального (корпоративного) питания.

2. Возможности обеспечения систем питания в организованных коллективах за счет отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов высокой степени готовности используются не в полном объеме.

3. Не задействован в полной мере потенциал организаций потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования для обеспечения пищевыми продуктами системы коллективного питания в сельской местности.

В области совершенствования системы управления и мониторинга процессов развития:

1. Система управления отраслью требует совершенствования.

2. Отсутствует надежная статистическая информация о протекающих в отрасли процессах.

3. Мониторинг развития отрасли осуществляется недостаточно.

4. Не исследуются вопросы охвата и фактической обеспеченности рациона (сбалансированности) в корпоративном питании.

5. Не регистрируется и не анализируется доля поставок в отрасль отечественных пищевых продуктов.

6. Рыночные отношения и механизмы государственно-частного партнерства по осуществлению инвестиционной деятельности в данной сфере производства развиты недостаточно.

Таким образом, текущее состояние социального питания требует принятия и реализации ряда долгосрочных программных мероприятий межведомственного и межотраслевого характера, концентрации финансовых и материально-технических ресурсов на решении важных социально-экономических задач развития Республики Мордовия.

Без осуществления программных мер ситуация в проблемной области будет консервироваться, принимать хронический характер. Будет деградировать материально-техническая база отрасли, для восстановления которой потребуются более существенные финансовые ресурсы, чем на осуществление Программы. Использование старых технологий в условиях роста стоимости энергетических ресурсов, труда, других факторов производства сформирует потребность в существенном росте бюджетных расходов только для поддержания текущих показателей охвата и сбалансированности питания. Возможности роста бюджетной эффективности будут утрачены.

Не будет задействован новый сегмент рынка для сельскохозяйственных производителей.