Республиканская территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Программой государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и разъяснениями Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 11-9/10/2-8309 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Финансирование Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Мордовия, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов установлен перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи.
Программа разработана исходя из нормативов объемов медицинской помощи (по видам медицинской помощи) и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, которые являются основой для формирования расходов на оказание населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи, устанавливаемых в бюджете по разделу "Здравоохранение", функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования формируются на основании средних нормативов объема медицинской помощи и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных Программой, с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения на территории субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с приказом Минздрава России от 29 декабря 2012 года N 1706 "Об утверждении методический рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации" рекомендовано применение дифференцированных коэффициентов к нормативам объема медицинской помощи в зависимости от плотности населения территории. Республика Мордовия относится ко 2 группе территорий со средней плотностью населения от 20 до 80 человек на 1 кв. км. К объемам рекомендовано применение повышающего коэффициента 1,1.
В 2014 году в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования продолжено осуществление финансового обеспечения мероприятий по диспансеризации отдельных категорий граждан, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), также выплаты участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной практики), медицинским сестрам, работающим с названными врачами в медицинских организациях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, расходы на скорую медицинскую помощь.
Утвержденная стоимость Программы на 2014 год составляет 7959,34 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 1811,22 млн. рублей, средства Фонда обязательного медицинского страхования - 6148,12 млн. рублей; на 2015 год - 8937,75 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 1999,29 млн. рублей, средства Фонда обязательного медицинского страхования - 6938,46 млн. рублей; на 2016 год - 8896,37 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 1652,52 млн. рублей, средства Фонда обязательного медицинского страхования - 7243,85 млн. рублей. Утвержденная стоимость Программы на 1-го человека в 2014 году составит 9897,23 рубля, в 2015 году - 11114,84 рубля и в 2016 году - 11072,92 рубля.
Нормативы объемов медицинской помощи в проекте республиканской программы установлены с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Республики Мордовия и имеют ряд отличий от средних нормативов, утвержденных в федеральной программе.
При разработке территориальных программ допускаются отклонения прогнозных показателей объемов медицинской помощи для территорий с различной плотностью населения (коэффициент 0,9 - 1,1).
Установленные в республиканской программе нормативы медицинской помощи для оказания стационарной медицинской помощи при лечении социально значимых заболеваний, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, в 1155 коек (в том числе по психиатрической помощи - 500 коек, по фтизиатрической помощи - 425 коек) ниже федеральных, что обусловлено фактической необходимостью соответствующего коечного фонда с учетом уровня заболеваемости населения и его половозрастного состава.
В соответствии с приказом Минздрава России от 27 марта 2002 года N 98 "Об отраслевой программе "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003 - 2008 годы)" Республика Мордовия относится к третьему типу территорий с населением от 500 до 1000 тыс. человек, компактной площадью региона (до 50 тыс. кв. км) и компактными сельскими административными районами (до 5 тыс. кв. км). На территориях данного типа образуется сеть психиатрических кабинетов с возможностью оказания полипрофессиональной помощи в сочетании с районными общепсихиатрическими отделениями, дневными стационарами на 25 - 50 мест, а также психиатрические больницы на 500 коек со всеми современными типами специализированных отделений психиатрического профиля. Это соответствует реальному количеству коек в ГАУЗ Республики Мордовия "Республиканская психиатрическая больница" и соответствует потребности населения в круглосуточных стационарных психиатрических койках.
Кроме того, дневной стационар в ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский психоневрологический диспансер" составляет 100 коек, что полностью удовлетворяет потребность населения в психиатрической помощи.
Показатель неотложной помощи, утвержденный в республиканской программе - 0,46 посещений на одного жителя, соответствует аналогичному показателю, утвержденному в федеральной программе.
В настоящее время в республике функционируют 8 кабинетов неотложной медицинской помощи, в том числе 4 детских и 4 взрослых (ГБУЗ Республики Мордовия "Детская поликлиника N 1", ГБУЗ Республики Мордовия "Детская поликлиника N 2", ГБУЗ Республики Мордовия "Детская поликлиника N 3", ГБУЗ Республики Мордовия "Детская поликлиника N 4", ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N 5", ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканская больница N 13", ГБУЗ Республики Мордовия "Поликлиника N 15", ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N 3"). В 2014 - 2016 годах планируется дальнейшее развитие неотложной медицинской помощи в небольших поликлиниках городского округа Саранск, ГБУЗ Республики Мордовия "Рузаевская межрайонная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Ковылкинская межрайонная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Зубово-Полянская районная больница".
Развитие сети кабинетов неотложной медицинской помощи в небольших муниципальных районах малоперспективно, так как ими будет обслуживаться население только близлежащего населенного пункта, остальное население будет обслуживаться фельдшерами ФАП.
Роль ФАП в организации медицинского обслуживания населения усилена. На медицинских работников ФАП возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний, по выполнению рекомендаций и назначений врачей, по осуществлению динамического наблюдения за больными диспансерной группы, по пропаганде здорового образа жизни и развитию профилактического направления.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия ниже средних нормативов, указанных в федеральной программе для целей формирования территориальных программ. Это связано с тем, что расходы на содержание учреждений здравоохранения на 2014 - 2016 годы рассчитаны согласно Методике планирования бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Мордовия от 1 июля 2013 года N 50. В течение года, в случае увеличения бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Мордовия, будут вноситься изменения в Программу.
Показатель обеспеченности помощью, оказываемой в дневных стационарах, утвержденный в федеральной программе - 0,665 пациенто-дня на одного жителя, выше, чем аналогичный показатель, утвержденный в республиканской программе - 0,591, причем в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования данный показатель установлен на уровне соответствующего федерального норматива, а по социально значимым заболеваниям он составляет 40,8% от рекомендуемого уровня. Это обусловлено отсутствием фактической необходимости дальнейшего увеличения объемов стационарозамещающей помощи по социально значимым заболеваниям (психиатрия, фтизиатрия, наркология) в условиях сельской местности.
Организация службы паллиативной медицинской помощи в Республике Мордовия предусмотрено с 2015 года.
В соответствии с федеральной программой норматив объема стационарной помощи на 1 застрахованное лицо на 2014 год составляет 0,176 случая госпитализации. При применении предусмотренного корректирующего коэффициента 1,1 норматив объема стационарной помощи составляет 0,194 случая госпитализации, что соответствует плановому количеству 4822 койки круглосуточного содержания, участвующих в ОМС, при средней длительности пребывания больного на койке 9,8 дня.
По состоянию на 1 января 2014 г., согласно объемам медицинской помощи в Программе запланировано 6010 коек круглосуточного содержания, участвующих в Программе обязательного медицинского страхования населения Республики Мордовия. Избыточное количество коек круглосуточного содержания на 2014 год составляет 522 койки с учетом сниженного количества социально значимых коек.
В целях приведения круглосуточного коечного фонда республики в соответствие со средними нормативами с учетом половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения и поправочного коэффициента разработан проект оптимизации коечного фонда сети медицинских организаций с учетом сохранения качества и доступности медицинской помощи застрахованному населению.
В 2014 году тариф обязательного медицинского страхования включает в себя все статьи затрат медицинских организаций, кроме тех, которые несут в себе инвестиционную составляющую (капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования стоимостью свыше 100,0 тыс. рублей за единицу).
При формировании тарифа оплата труда медицинских работников определена "дорожной картой", расходование медикаментов - стандартами и методикой Минфина Республики Мордовия по формированию проекта бюджета, списание мягкого инвентаря - приказом Минздрава России.
Тарифным Соглашением в системе обязательного медицинского страхования на территории Республики Мордовия установлены корректирующие коэффициенты стоимости медицинских услуг, отражающие фактические расходы медицинских организаций на содержание на основании утвержденных планов финансово-хозяйственной деятельности.
По данным медицинских организаций (отчетная форма ФФОМС N 14) фактически за 9 месяцев 2013 года сложилась следующая структура тарифа:
оплата труда с начислениями - 68,9% (за 2012 год - 78,1%);