Распределение медицинских организаций Республики Мордовия по уровням
N п/п | Наименование типа учреждения здравоохранения | Количество учреждений | ||
на 1 января 2011 г. | на 1 января 2013 г. | 2020 год | ||
Первый уровень (первичная медико-санитарная помощь) | ||||
1. Больничные учреждения | ||||
1.1. | Больницы, в том числе: | 24 | 19 | 13 |
1.1.1. | участковая | 7 | 2 | 0 |
1.1.2. | центральная (городская, районная) | 17 | 17 | 13 |
2. Амбулаторно-поликлинические учреждения | ||||
2.1. | Поликлиники, в том числе: | 15 | 14 | 11 |
2.1.1. | городская (взрослая) | 7 | 6 | 5 |
2.1.2. | городская детская | 4 | 4 | 4 |
2.1.3. | стоматологическая (взрослая) | 3 | 3 | 1 |
2.1.4. | стоматологическая детская | 1 | 1 | 1 |
3. Учреждения скорой медицинской помощи | ||||
3.1. | Станция скорой медицинской помощи | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 40 | 34 | 25 | |
4. Федеральные и частные медицинские организации | ||||
4.1. | Федеральные | 2 | 2 | 2 |
4.2. | Частные | 12 | 18 | 27 |
Всего: | 54 | 54 | 54 | |
Второй уровень (межмуниципальный для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме) | ||||
1. Больничные учреждения | ||||
1.1. | Больницы, в том числе: | 8 | 9 | 11 |
1.1.1. | городская (взрослая) | 1 | 3 | 3 |
1.1.2. | республиканская больница | 1 | 1 | 1 |
1.1.3. | городская скорой медицинской помощи | 1 | 0 | 0 |
1.1.4. | центральная (городская, районная) | 5 | 5 | 7 |
1.2. | Специализированные больницы, в том числе: | 5 | 4 | 4 |
1.2.1. | инфекционная (взрослая, детская) | 1 | 1 | 1 |
1.2.2. | восстановительного лечения | 2 | 2 | 2 |
1.2.3. | психиатрическая | 1 | 1 | 1 |
1.2.4. | офтальмологическая | 1 | 0 | 0 |
1.3. | Госпитали | 1 | 1 | 1 |
2. Диспансеры | ||||
2.1. | Онкологический | 1 | 1 | 1 |
2.2. | Противотуберкулезный | 1 | 1 | 1 |
2.3. | Психоневрологический | 1 | 1 | 1 |
2.4. | Наркологический | 1 | 1 | 1 |
2.5. | Кожно-венерологический | 1 | 1 | 1 |
2.6. | Врачебно-физкультурный | 1 | 1 | 1 |
Всего: | 6 | 6 | 6 | |
3. Центры | ||||
3.1. | Гериатрический | 1 | 1 | 1 |
3.2. | Консультативно-диагностический | 1 | 1 | 1 |
3.3. | По профилактике и борьбе со СПИД | 1 | 1 | 1 |
Всего: | 3 | 3 | 3 | |
4. Учреждения охраны материнства и детства | ||||
4.1. | Родильный дом | 1 | 1 | 1 |
4.2. | Женская консультация | 7 | 4 | 4 |
4.3. | Центр планирования семьи и репродукции | 1 | 0 | 0 |
5. Учреждения здравоохранения особого типа | ||||
5.1. | Центр медицины катастроф | 1 | 1 | 1 |
6. Частные медицинские организации | ||||
6.1. | Частные (центр гемодиализа) | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 26 | 26 | 28 | |
Третий уровень (региональные центры для оказания специализированной, том числе высокотехнологичной, медицинской помощи) | ||||
1. Больничные учреждения | ||||
1.1. | Больницы, в том числе: | 4 | 3 | 3 |
1.1.1. | городская (взрослая) | 1 | 1 | 1 |
1.1.2. | республиканская (взрослая) | 1 | 1 | 1 |
1.1.3. | республиканская детская | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Специализированные больницы, в том числе: | 0 | 1 | 1 |
1.2.1. | офтальмологическая | 0 | 1 | 1 |
2. Учреждения охраны материнства и детства | ||||
2.1. | Перинатальный центр, в том числе: | 0 | 1 | 1 |
2.1.2. | центр планирования семьи и репродукции | 0 | 1 | 1 |
2.1.3. | женская консультация | 0 | 1 | 1 |
Итого: | 4 | 5 | 5 | |
Всего: | 84 | 85 | 87 |
В процессе реализации Программы модернизации количество государственных медицинских организаций первого уровня уменьшилось с 40 до 34 (40% в структуре медицинских организаций), однако отмечается рост частных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь первого уровня. Уменьшение произошло за счет реорганизации участковых больниц и перехода части из них на второй уровень. Медицинские организации первого уровня включают 504 фельдшерско-акушерских пункта, 17 врачебных амбулаторий, 2 участковые больницы и 18 частных медицинских организаций.
Количество медицинских организаций второго уровня осталось прежним (29% в структуре медицинских организаций), несмотря на реорганизацию внутри данного уровня. Количество медицинских организаций третьего уровня увеличилось с 4 до 5 (на 8%).
К 2020 году планируется уменьшение количества государственных медицинских организаций первого уровня - с 34 до 25 (29% в структуре медицинских организаций) при одновременном росте частных медицинских организаций и увеличение медицинских организаций второго уровня - с 26 до 28 (33%).
Структурные преобразования системы здравоохранения Республики Мордовия в процессе реализации Программы модернизации включали:
Первый уровень. Количество врачебных амбулаторий увеличено с 9 до 17 за счет открытия 8 врачебных амбулаторий. Впервые создано 132 домовых хозяйства.
Создана служба неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях, работающая во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи.
Для лиц с кризисными состояниями и суицидальным поведением открыты 1 кабинет и 2 центра социально-психологической помощи, количество "телефонов доверия" увеличено с 1 до 3.
Второй уровень. Межрайонные центры развернуты на базе 6 государственных и 1 частного учреждения здравоохранения по профилям: перинатальные, сосудистые, травматологические, онкологические, инфекционные, наркологические, центр гемодиализа.
Третий уровень. Региональные центры развернуты на базе 5 государственных медицинских организаций по профилям: кардиохирургия, нейрохирургия, травматология, онкология, выхаживание маловесных детей, неонатальная хирургия.
По состоянию на 1 января 2013 г. в Республике Мордовия число учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, составляет 45 (юридические лица). Вышеуказанные медицинские организации включают следующие структурные подразделения: 504 фельдшерско-акушерских пункта, 36 отделений и офисов врачей общей практики (152 врача общей практики).
Сельское здравоохранение Республики Мордовия включает 12 амбулаторно-поликлинических учреждений: 10 поликлиник центральных районных больниц, 2 участковые больницы, 504 фельдшерско-акушерских пункта. Обеспеченность койками на 10000 населения - 27,1. Число посещений на одного жителя составляет 7,1.
Число врачей в сельской местности составляет 11,2 на 10000 населения. Обеспеченность средним медицинским персоналом составляет 46,3 чел. на 10000 населения.
Койка в круглосуточных стационарах в сельских районах работает с достаточной нагрузкой. Средняя занятость койки по центральным районным больницам составляет 322 дня.
Сеть фельдшерско-акушерских пунктов приведена в соответствие с численностью обслуживаемого населения. Размещение фельдшерско-акушерских пунктов основано на принципе обеспечения доступности для населения первичной медико-санитарной помощи.
Из общего числа сельских населенных пунктов (1313) - 207 (15,8%) населенных пунктов являются крупными, население в которых обслуживается 93 врачами общей практики и 17 фельдшерско-акушерскими пунктами; 617 (47%) населенных пунктов - средними, их обслуживают 273 фельдшерско-акушерских пункта; 489 (37,2%) населенных пунктов относятся к категории мелких, число жителей в которых не превышает 300 человек, в том числе 132 (11,2%) населенных пункта с численностью до 100 человек. Населенные пункты с числом жителей не более 100 человек, расстояние до ближайшего медицинского учреждения от которых составляет более 4 км, обслуживают медицинские работники 19 фельдшерско-акушерских пунктов, что удовлетворяет потребность населения в оказании доврачебной медицинской помощи в полном объеме. На медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний, осуществлению динамического наблюдения за больными диспансерной группы, пропаганде здорового образа жизни и развитию профилактического направления.
Кроме того, в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным терапевтического профиля, в 132 мелких населенных пунктах (с числом жителей менее 50 человек) в 2011 году организовано 132 домовых хозяйства. На базе них обеспечена связь с медицинским учреждением, в зоне ответственности которого находится данный населенный пункт, находятся носилки, средства иммобилизации, перевязочные средства, хозяева обучены приемам оказания первой медицинской помощи. На домовые хозяйства возложены функции по оказанию первой помощи. Таким образом, в республике достигнуто 100% обеспечение жителей малочисленных населенных пунктов первой помощью, оказываемой на базе домовых хозяйств.
В 2010 - 2012 годах было построено 47 новых зданий ФАП, отвечающих всем современным требованиям, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Строительство новых зданий ФАП крайне важно как для развития сельского здравоохранения, так и для развития сельского хозяйства в целом, в наиболее перспективных районах Республики Мордовия. В связи с вышеизложенным в план на 2013 год предполагалось включить строительство еще 23 новых зданий ФАП, расположенных в перспективных селах республики и находящихся в настоящее время в аварийном состоянии, однако финансовые средства по программе были выделены только на 2 ФАП (Ичалковский и Ардатовский районы). Необходимо построить еще 21 ФАП из запланированных.
На сегодняшний день в Республике Мордовия функционируют 503 ФАП, обслуживающихся 553 средними медицинскими работниками, средний возраст которых составляет 47 лет. Из них 108 человек (19,5%) - лица пенсионного возраста. Без совместной работы с органами местного самоуправления не решить вопрос обновления кадрового состава работников ФАП. Для этого необходима профориентационная работа с выпускниками школ, обеспечение жильем и социальные льготы.
В целях сокращения смертности от сосудистых заболеваний создана система первичных сосудистых отделений и регионального сосудистого центра (3+1), что позволяет обеспечить 100% охват взрослого населения медицинской помощью при сосудистых заболеваниях.
Однако расстояние до первичных сосудистых отделений не позволяет обеспечить во всех случаях доставку пациента в пределах "золотого часа", в связи с чем необходимо развертывание дополнительного первичного сосудистого отделения на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Рузаевская межрайонная больница".
В целях снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в республике создана сеть травматологических центров вдоль трассы "М-5 Урал", включающая 1 травмоцентр первого уровня на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N 4" и детский травмоцентр первого уровня на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Детская республиканская клиническая больница", 2 травмоцентра второго уровня на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Краснослободская межрайонная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Зубово-Полянская районная больница", 1 травмоцентр третьего уровня на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Торбеевская районная больница".
Расстояние до травмоцентров не позволяет обеспечить во всех случаях доставку пациента в пределах "золотого часа" с трасс регионального уровня, в связи с чем необходимо развертывание дополнительно трех травмоцентров второго уровня на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Рузаевская межрайонная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Комсомольская межрайонная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Ковылкинская межрайонная больница".
Для снижения смертности от онкологических заболеваний в республике создана система оказания онкологической помощи, включающая 1 региональный центр, 5 межрайонных онкологических кабинетов, 17 первичных онкологических кабинетов и 34 смотровых кабинета.
Для обеспечения маршрутизации пациентов планируется создание дополнительно одного межрайонного онкологического кабинета на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Краснослободская межрайонная больница".