________________
* Рис. 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Для современного этапа развития туристской деятельности востока России также характерно преобладание выездного потока. В 2006 году число выехавших туристов составило 1 295 тысяч, в том числе 95% туристов выезжали в Китай. Эти данные указывают на то, что сложившийся баланс туристского обмена будет определять характер туристских связей и в предстоящем временном периоде.
В настоящее время большое внимание в России уделяется разработке механизмов нормативно-правового регулирования в сфере туризма. Основные усилия направлены на повышение гарантий и эффективности защиты прав и интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма. Упрощен механизм "входа" в рынок туристических услуг, но одновременно приняты меры ответственности туроператора перед клиентами за предоставляемые услуги - обязательное страхование рисков. В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма разрабатываются стандарты и классификаторы объектов туристской индустрии.
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъектам РФ предоставлено право формирования правовых основ саморегулирования на туристском рынке и в настоящее время во многих субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие отношения в сфере туризма.
Совершенствование туристской статистики на уровне регионов напрямую зависит от шагов и действий, предпринятых на федеральном уровне, в первую очередь, Федеральной службой государственной статистики и Федеральным агентством по туризму. Главными изданиями по туристской статистике в Российской Федерации являются статистические сборники "Туризм и туристские ресурсы в России" и "Туризм в цифрах". Тем не менее статистический учет в Российской Федерации продолжает совершенствоваться.
Большую роль для эффективного развития туризма в регионах сыграло изменение законодательства о свободных экономических зонах в Российской Федерации, разрешающее ряд проблем развития туризма в регионах. В 2007 году создано 7 туристско-рекреационных особых экономических зон в Краснодарском крае, Ставропольском крае, Иркутской области, в Республике Бурятия, в Республике Алтай, Алтайском крае и Калининградской области, которые делают успешные шаги по формированию зон и развитию туристской деятельности.
Настоятельная необходимость законодательной и нормотворческой деятельности в области туризма на региональном уровне признается всеми субъектами Российской Федерации. Законы и другие нормативно-правовые акты в области туристской деятельности приняты в большинстве субъектов России. В России есть прецеденты развития законодательства для локальных туристических зон. В Санкт-Петербурге принят Закон "О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге", в Карачаево-Черкесии - Законы "О развитии туристско-рекреационного комплекса "Домбай-Архыз", "О безопасности туристской деятельности и личной безопасности туристов в Кабардино-Балкарской Республике", в Липецкой области - Закон "Об особых экономических зонах регионального уровня" <9>. Законодательство о туризме субъектов Российской Федерации предусматривает определенные льготы и стимулирование инвестиций. Цель принятия законов на региональном уровне - развитие правовых норм, существующих на федеральном уровне.
________________
<9> Областной закон Липецкой области "Об особых экономических зонах регионального уровня", N 316-ОЗ принят 18 августа 2006 года
В большинстве субъектов Российской Федерации приняты Стратегии, Концепции и Комплексные целевые программы развития туризма.
О масштабах бюджетного финансирования региональных программ развития туризма можно судить по следующим данным: в Красноярском крае выделено 3 903 млн. руб. В Нижегородской области на цели развития въездного и внутреннего туризма до 2011 года будут направлены не менее 2,9 млрд. рублей, в том числе на возмещение части процентной ставки по кредитам, направляемым на развитие субъектов туристской индустрии, - 15%, на создание музейно-туристских комплексов и развитие инженерной инфраструктуры - 75,5%, на подготовку кадров и научное обеспечение развития туризма - 0,5%, маркетинг и PR-турпродукта - 9%. В районах Дальневосточного федерального округа приняты программы развития туризма до 2010, 2012 года: в Приморском крае с бюджетом 40 млн. рублей, в Амурской области - 73,3 млн. рублей, на Камчатке - 11 млн. рублей, в Республике Саха (Якутия) - 32 млн. рублей (см. приложение).
Показательна системность действий, которые предпринимаются в Карелии, где туризм как самостоятельная отрасль имеет продолжительную историю. Правительство Республики Карелия сосредоточило усилия на решении ключевых задач, связанных с повышением эффективности государственного регулирования в сфере туризма. В 2007 году разработана первая среди регионов России Генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма в составе Схемы территориального планирования Республики Карелия. 58 туристских организаций из Карелии включены в Единый федеральный реестр туроператоров, действуют 10 муниципальных целевых программ по туризму.
Карелия остается одним из наиболее активных членов Координационного совета по развитию индустрии туризма "Регионы России - Московское Соглашение". Важным событием в сфере международного сотрудничества явилось проведение в Петрозаводске Второго международного туристского форума "Северное гостеприимство". В республике активно ведется некоммерческая рекламная деятельность: организуются туристские российские и международные выставки и ярмарки. При поддержке Правительства Карелии издается журнал "Карелия туристская", создана система туристского непрерывного образования, включающая 8 образовательных учреждений.
Государственная поддержка инвесторов в сфере туризма имеет два направления. Первое - поддержка по вопросам бизнес-планирования, землепользования, продвижения на конкурсной основе значимых для республики проектов в сфере туризма на крупнейших международных и российских инвестиционных форумах. Второе направление - предоставление льготных бюджетных кредитов, субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам. Результатом является то, что в общем объеме инвестиций в основной капитал Карелии туризм занимает 2,7%. Это существенно превышает среднероссийский уровень - 0,39%. В дальнейшем Правительство Карелии планирует направить усилия на укрепление материально-технической базы туризма, увеличение туристских потоков в республику, повышение вклада туризма в экономику Карелии.
Во многих регионах России туризм рассматривается как структурообразующая отрасль в составе региональных хозяйственных комплексов. Например, Стратегия развития туризма Сахалинской области на период до 2020 года выделяет развитие туристско-рекреационного комплекса в числе приоритетного направления развития наряду с ТЭКом, рыбопромышленным комплексом и транспортной инфраструктурой.
Анализ состояния туристской деятельности в регионах показывает идентичность проблем и стартовых условий практически на всей территории Российской Федерации, свойственных этапу становления отрасли. В перечне проблемных вопросов практически во всех регионах называются:
отсутствие региональной нормативно-правовой базы в сфере туризма;
низкий уровень региональной туристской инфраструктуры и недостаток экономических и финансовых возможностей для ее создания у предприятий малого и среднего бизнеса;
сложная и дорогостоящая транспортная доступность;
отсутствие системы позиционирования и продвижения туристских возможностей в регионе;
малая эффективность межотраслевого взаимодействия и межотраслевой подход в сфере государственного управления туристским комплексом.
Опыт регионов России в организации и развитии туристской деятельности дает хорошее представление о наиболее реальных, эффективных путях и схеме действий по развитию туризма и туристской индустрии в Республике Саха (Якутия). Современное состояние и тенденции развития туризма в Российской Федерации достаточно хорошо ориентируют в стратегических направлениях предстоящего развития и формирования рынка туристских услуг на территории России. Эти направления развития туристской деятельности: во-первых, в значительной мере соответствуют наиболее вероятным и предпочтительным сферам развития туризма на территории республики; во-вторых, отражают основные интересы и предпочтения российского и зарубежного туристов, на которые они будут ориентироваться при выборе туристского продукта.