Туристская индустрия по определению представляет собой межотраслевой комплекс и сферу межотраслевого взаимодействия. Деятельность туристских организаций объединяет и опирается на деятельность предприятий сферы коммунального хозяйства, транспорта, общественного питания, учреждений лечебно-оздоровительного и физкультурно-спортивного комплекса, учреждений науки, культуры, развлечений и познавательного назначения, охватывая тем самым широкий круг отраслей хозяйства (рис. 5).
Рис. 5
┌═══════════════════════‰
│ Министерство ЖКХ и │‰
│ энергетики ││
└═══════════════════════…│
┌═══════════════════════‰├═> Развитие
│ Министерство ││ инфраструктуры
│ транспорта связи и ││
│ информатизации │…
└═══════════════════════…
┌═══════════════════════‰
│ Министерство финансов │‰
└═══════════════════════…│ Координация
┌═══════════════════════‰├═> региональных
│ Министерство ││ программ
│экономического развития│…
└═══════════════════════…
┌═══════════════════‰ ┌═══════════════════════‰
│ Координационный │ │ Министерство по делам │ Разработка,
│ совет по туризму │ │ предпринимательства, │ мониторинг и
│ при Правительстве │ │ развития туризма и │ управление ЦКП
│ РС(Я) │ │ занятости │ "Развитие туризма"
└═══════════════════… └═══════════════════════…
┌═══════════════════════‰
│ Министерство внешних │‰ Международное
│ связей ││ сотрудничество,
└═══════════════════════…├═> создание имиджа и
┌═══════════════════════‰│ брендов
│Министерство культуры и││
│ духовного развития │…
└═══════════════════════…
┌═══════════════════════‰
│ Министерство науки и │‰
│ проф. образования ││
└═══════════════════════…│ Организация
┌═══════════════════════‰├═> подготовки кадров
│ Министерство ││
│ образования │…
└═══════════════════════…
┌═══════════════════════‰
│ Министерство │‰
│ здравоохранения ││ Организация
└═══════════════════════…│ медпомощи по
┌═══════════════════════‰│ программам ДМС,
│ Министерство охраны ││ координация
│ природы ││ деятельности
└═══════════════════════…│ контролирующих
┌═══════════════════════‰│ учреждений по
│ Министерство сельского│├═> соблюдению
│ хозяйства ││ санитарных норм.
└═══════════════════════…│ Обеспечение
┌═══════════════════════‰│ общественной,
│Министерство внутренних││ личной,
│ дел ││ экологической,
└═══════════════════════…│ продовольственной
┌═══════════════════════‰│ безопасности
│ Министерство по ││ туризма.
│ чрезвычайным ситуациям│…
└═══════════════════════…
Четкая координация взаимодействия и сбалансированного развития всего этого комплекса является залогом успешного развития туристской деятельности и формирования качественного туристического обслуживания. С позиций стратегии развития туристской индустрии задачу организации межотраслевого взаимодействия следует рассматривать так, что, с одной стороны, туристская деятельность не может существовать без взаимодействия с другими отраслями. С другой стороны, сама оказывает сильное стимулирующее воздействие на другие отрасли, предоставляя и развивая рынок их услуг, выступая тем самым в роли структурообразующей отрасли. В силу этого стратегия развития туризма предусматривает согласование отраслевых решений и развития.
Важным принципом Стратегии является взаимодействие государства и частного бизнеса в рамках совместной реализации проектов по созданию туристических зон и объектов туризма на принципах государственно-частного партнерства и создания объектов культуры, отдыха и лечебно-оздоровительного назначения по государственным целевым программам.
Одним из серьезных препятствий развития туризма в регионах России стала проблема транспортной доступности, которая в условиях Республики Саха (Якутия) становится непреодолимым барьером в реализации многих проектов. Рост тарифов на воздушные перевозки привел к сокращению въездного потока туристов. Утрата маломерного флота сделала практически недосягаемым речной туризм и сократила потенциал внутреннего туризма. В этой связи проблемы межотраслевых согласований туризма и транспорта выходят в разряд наиболее актуальных. Для решения указанных проблем необходимы строительство и укрепление действующих причалов и дебаркадеров, расширение состава плавсредств за счет судов разного типа вместимости с повышенной комфортностью, расширение самолетно-вертолетного парка, развитие малой авиации республики. Все эти мероприятия необходимо предусмотреть при формировании Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия) и координации программы развития транспорта Республики Саха (Якутия) до 2030 года.
В Республике Саха (Якутия) функции по осуществлению государственной политики в области туризма, а также координация деятельности иных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по развитию туристской индустрии возложены на Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).
В целях повышения взаимодействия органов исполнительной власти и общественных организаций, предприятий и частных лиц, занятых в сфере туризма и услуг, а также организаций смежных отраслей указом Президента Республики Саха (Якутия) создан Координационный совет по вопросам туризма при Правительстве Республики Саха (Якутия), возглавляемый Председателем Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисовым.
Для координации действий по развитию туристской индустрии необходима разработка соответствующей Государственной долгосрочной целевой программы "Развитие туристской индустрии в Республике Саха (Якутия)" как наиболее результативного инструмента государственного управления развитием отраслевых и межотраслевых комплексов. Четкие, скоординированные действия могут обеспечить успешное начало работ и устойчивое развитие туристской индустрии в будущем. Стратегия развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) по сути является прологом государственной целевой программы, ее идеологической основой.