Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2025 ГОДА И О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 24.12.2012)

2. Опыт создания особых экономических зон ТРТ в Российской Федерации


В политике экономического развития России создание особых экономических зон рассматривается как перспективный инструмент для решения стоящих перед страной задач по привлечению инвестиций, диверсификации и выводу российской экономики на инновационный путь развития. История ОЭЗ ТРТ в Российской Федерации началась с 2007 года, когда постановлением Правительства России <3> созданы 7 особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территориях Республик Алтай и Бурятия, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев, в Иркутской и Калининградской областях.

     ________________

<3> Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года N 67 - 73.

Каждая зона имеет свой оригинальный облик и назначение. Например, "Алтайская долина" в предварительном архитектурном решении представляет собой комплекс из искусственного озера и трех искусственных островов, каждый из которых имеет свой набор объектов: отели и гостиницы, площадки для занятий активными видами спорта, административно-деловой и культурный центры, аквапарк, этнографическая деревня и т.д. Общая площадь "Алтайской долины" составляет 856 га.

Первые практические шаги в процессе формирования ОЭЗ ТРТ сделаны в начале августа 2008 года - частным компаниям выданы свидетельства резидентов ОЭЗ "Алтайской долины" (Республика Алтай) и ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" (Алтайский край). Эти компании подали заявки на строительство отелей, курортных комплексов, горнолыжных трасс и сопутствующей инфраструктуры. Выбраны участки, достаточные для размещения полного перечня объектов и осуществления туристско-рекреационной деятельности, проведена инвентаризация земельных участков; проведены все регистрационные процедуры; созданы Наблюдательные советы ОЭЗ; установлены налоговые льготы для резидентов зоны. Следующий шаг - проведение конкурсных процедур на разработку проектно-сметной документации строительства административно-делового комплекса, искусственного озера, производственно-эксплуатационной базы на территории.

Для каждой ОЭЗ ТРТ имеет свое обоснование с расчетом общего туристского потока, единовременной вместимости, количества создаваемых рабочих мест, объем капитальных вложений и т.д. В ОЭЗ "Алтайская долина" в год будут отдыхать 94 тыс. человек, максимальная загрузка - 3,5 тыс. человек. Для обслуживания будет создано 2,4 тыс. рабочих мест. В целом государственные вложения в эту ОЭЗ составят 4,2 млрд. рублей на внутреннюю и 5,1 млрд. рублей на внешнюю инфраструктуры. Частные вложения - более 10 млрд. рублей.

В ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" планируется построить девять отелей на 1 925 номеров. Общая стоимость проекта турзоны оценивается в 15,4 млрд. руб. Предполагается, что финансирование создания инженерной инфраструктуры ОЭЗ будет проводиться за счет государства, а туристических объектов - за счет частных инвестиций (8,6 млрд. рублей).

В 2008 году в Горном Алтае подготовлены обоснования по открытию еще двух площадок: горнолыжные комплексы в Манжероке и Каракольских озер. Общий объем частных инвестиций в манжерокский проект оценивается на уровне 10 млрд. рублей, на строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди будет потрачено 2,5 млрд. рублей. Концепция комплекса получила одобрение Госкомспорта и Олимпийского комитета России. В разработке комплекса участвуют иностранные эксперты в области архитектуры, строительства и проектирования горнолыжных трасс и общей инфраструктуры курорта. Использовался опыт курортов Франции, Швейцарии, Италии и Балкан.

ОЭЗ ТРТ рассматривается как площадка для международного сотрудничества в области инвестиций и туристской деятельности. Правительством Республики Алтай подписан протокол о намерениях с корейской компанией Vonplan Global, которая планирует стать резидентом ОЭЗ ТРТ "Алтайская долина". Корейская компания заявила о готовности выполнить необходимые условия, чтобы стать резидентом алтайской ОЭЗ и представить проект застройки одного из искусственных островов на искусственном озере в "Алтайской долине".

В целом алтайские ОЭЗ ТРТ рассчитываются на туристический поток 2,5 - 3 млн. человек. Социальный эффект от создания ТРЗ заключается в создании около 25 тысяч новых рабочих мест. В 2007 году было потрачено около 400 млн. рублей из средств федерального бюджета, а до конца года будет освоено еще 450 млн. рублей. В основном эти деньги пойдут на планирование территорий, подготовку документации и площадок под строительство.

Приняты и готовятся решения по расширению и двух других ОЭЗ - в Иркутской области ОЭЗ "Ворота Байкала" и в Республике Бурятия "Байкальская гавань". В Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами принято официальное решение о включении в состав особой ОЭЗ ТРТ Иркутской области территорий Ольхонского района по берегам Малого моря, а также окрестностей города Байкальск и села Мангутай в Слюдянском районе. В настоящее время готовится схема территориального планирования земельных участков возле Байкала.

Общий объем инвестиций в строительство туристской особой экономической зоны составит 49 млрд. руб., в том числе 20 млрд. руб. - участие федерального и республиканского бюджета, а 29 млрд. руб. - вложения частных инвесторов. Кроме отелей, транспортной и энергетической инфраструктуры, спортивных и туристских объектов, предусмотрено строительство мусоросортировочных и очистных сооружений, чтобы сохранить уникальное озеро.

Опыт создания ОЭЗ ТРТ в Российской Федерации показывает основные принципы и последовательность действий по формированию особых зон, специализацию и содержательное наполнение каждой из них. Значительное место в алтайских зонах уделяется развитию горнолыжного направления. Иркутские и бурятские зоны в большей степени ориентированы на курортно-оздоровительное и историко-этнографическое направления. Намерения инвесторов и государственного участия, провозглашенные в проектах зон, показывают также содержание, масштабы инвестиционных намерений и долевого участия государственных и частных инвестиций.