________________
* Рис. 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В 2008 году Якутию посетили 434 иностранных туриста, из них 1/3 часть были представителями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) за последние годы показал рост туристических поездок в 25%, а Северо-Восточная Азия зафиксировала самый быстрый рост в 30%. Учитывая, что туристическая активность в ближайшем окружении сопредельных стран растет наиболее высокими темпами, в перспективе туристический поток из этих стран будет наиболее привлекательным для республики.
Туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом, приобрели опыт проведения туров на территории республики. За последние годы в рамках государственной политики поддержки туристской деятельности создан ряд туристических объектов, которые, с одной стороны, создают благоприятную среду и привлекают большое количество туристов, с другой, стимулируют частные туристические компании на инвестиции и развитие собственных баз для туристской деятельности. Республика вызывает все больший интерес как в среде российских, так и зарубежных любителей туризма, но зачастую он принимает стихийный характер в виде посещений самоорганизованных туристов.
Статистика гостиничного хозяйства достаточно полно характеризует уровень туристической активности. Из общего объема услуг гостиничного хозяйства 121, 7 тыс. размещений на долю гостиниц приходится 86,7 тыс. размещений (71%), в том числе приехавших с туристическими целями лишь 3,8 тыс. размещений - 4,4%.
Современное состояние и уровень развития туристической отрасли в республике обусловлены рядом проблем, которые предстоит преодолеть в предстоящей перспективе:
1. Удаленность и транспортная труднодоступность якутского туристического рынка для туристов из регионов и стран, генерирующих туристические потоки.
2. Слабая материально-техническая база туристской индустрии: гостиничное хозяйство, ресторанное хозяйство и система общественного питания на маршрутах.
3. Неразвитость инфраструктуры для осуществления полномасштабной туристской деятельности на наиболее интересных и привлекательных направлениях (транспорт, автодороги, аэродромная сеть, речные пути и береговое хозяйство, авиационная техника, автобусы, речные суда, связь, энергообеспечение мест отдыха).
4. Отсутствие широкого выбора туристских продуктов, привлекательных для российских и зарубежных туристов.
5. Недостаток профессионально подготовленных кадров как непосредственно для туристской деятельности, так и в сфере обеспечивающих отраслей.
6. Неразвитость сопутствующих туризму сфер производства и услуг, производства сувениров и прочей туристической продукции, низкое качество предоставляемых услуг.
7. Отсутствие необходимой нормативно-правовой базы.
В республике сделаны определенные заделы для развития туристской отрасли в плане развития гостиничного хозяйства, обустройства объектов и мест, имеющих туристическую привлекательность. Стратегия развития туризма нацелена на формирование отрасли, отвечающей требованиям и понятиям индустриальный туризм. Это означает высокий уровень подготовки туристских продуктов, развитую инфраструктуру: хорошо организованный транспорт, связь, гостиничное хозяйство, организацию качественной системы питания и источников продовольственных ресурсов, хорошую информационную доступность, высокий уровень культуры обслуживания на маршрутах и в местах отдыха, обеспечивающих полную безопасность, полезность и комфортность пребывания в республике.
Однако имеющийся задел в формировании материальной базы далеко недостаточен для осуществления массового туризма. Для примера две характеристики современной инфраструктуры:
все гостиницы г. Якутска, включая ведомственные, в летний сезон могут принять лишь 10 - 15 тыс. туристов;
максимальная пропускная способность круиза "Ленские столбы" по эксплуатационным возможностям двух круизных теплоходов "Михаил Светлов" и "Демьян Бедный" составляет не более 6 тыс. человек за сезон.
С точки зрения информативности проводимых сегодня туров мы сегодня можем предоставлять туристам лишь разрозненные и крайне скудные знания о республике и Севере. Многие интересные темы у нас не исследованы вовсе, по иным нет достаточно достоверных знаний. Большинство материалов не адаптировано для восприятия массовым туристом. Например, история происхождения народа саха, связь археологических находок древних поселений с современными народами и народностями Якутии, глобальное значение вечной мерзлоты и т.д. Сегодня нет специально подготовленных экскурсоводов и гидов для сопровождения туристов. Профессиональные экскурсоводы и музееведы есть только в государственных республиканских музеях и выставочных комплексах, в отдельных случаях привлекаются научные сотрудники.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе лидером туристской активности как по прибытию, так и выездам за пределы страны является Япония. В составе туристов, прибывающих в Якутию из-за рубежа, японцы также более активны. При построении индустрии туризма, безусловно, необходимо учитывать интересы и ориентироваться на туристские предпочтения "доминирующего" туриста. Японские туристические традиции будут сказываться и на понимании туризма и склонности к туристским предпочтениям и в других странах АТР. С этих позиций определяются основные направления развития туризма как сферы услуг и индустрии туризма, как среды для оказания этих услуг, а также набор туристских продуктов, которые в значительной степени должны быть ориентированы на потенциального туриста.
Официальные данные Ростуризма, исследования российских и японских аналитиков дают следующие характеристики туристов из Японии:
из общего числа японцев, посетивших Россию в 2007 году, 53% прибыло с туристическими целями;
почти 90% зарубежных путешественников Японии живут на острове Хонсю - территории с наивысшим уровнем урбанизации;
более 75% заграничных путешествий японцев имеют целью отдых;
продолжительность визита в Европу/Россию в 63% случаев составляет 8 - 14 дней, в 27% случаев - 5 - 7 дней;
путешествия в Европу/Россию чаще других регионов имеют несколько пунктов назначения: в 61% - три и более пункта, 17% - 2 пункта и только 22% - один пункт;
август и сентябрь - самые популярные месяцы для заграничных поездок. Однако общая картина выездов выглядит более или менее стабильной в течение всего года. Семейные путешествия совершаются в основном в летний период, пожилые люди предпочитают путешествовать не в сезон;
новыми перспективными сегментами являются 30-летние женщины и пожилые пятидесятилетние и шестидесятилетние люди;
Европа/Россия особенно привлекательна для пожилых людей обоего пола, незамужних женщин (30 - 44 лет), студентов, замужних работающих женщин и женщин средних лет.
Японские аналитики выделяют 5 категорий японских туристов, исходя из опыта путешествий, отношения к путешествиям и желаемого опыта во время путешествий: