Как направление Стратегии развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) совершенствование системы мониторинга и статистического наблюдения необходимо, прежде всего, с позиций получения реальной картины состояния отрасли, динамики ее развития и достижимости целевых ориентиров, предусматриваемых стратегий развития, оценки рисков и угроз для дальнейшего поступательного развития. Информационное обеспечение необходимо для выработки мер государственного регулирования и управления развитием отрасли, корректировки государственной политики и принимаемых программных документов.
Современная статистика как на государственном уровне, так и региональном не дает достаточно полной картины состояния туризма. Более того, методологически еще не отработаны способы учета деятельности туристских организаций, разграничения учета потоков въездного, выездного и внутреннего направления. Например, при передаче туриста от одной туристической компании другой возникает повторный учет прибытий при сдаче статотчетности обеими компаниями. Понятийный аппарат, принятый законодательно и используемый в официальной российской статистике, порой затрудняет создание ясной картины состояния туризма и выработку дальнейшей схемы действий. К примеру, относимые в соответствии с законодательством перемещения граждан России из одного субъекта Федерации в другой отнесены к внутреннему туризму. Однако для каждого отдельно взятого субъекта Федерации туристы, въехавшие на его территорию из других районов России как и въехавшие из-за рубежа, по сути, представляют "въездной туризм". Для целей планирования, учета, выработки стратегии и конкретных направлений туристской деятельности, создания необходимой инфраструктуры необходимо уточнение понятий и способов учета туристических потоков.
Мониторинг туристских ресурсов, объектов туристской индустрии должны давать ясную картину взаимодействия различных отраслей хозяйства республики для целей комплексной оценки направлений совершенствования и эффективности функционирования связанных отраслей, исключения межотраслевых диспропорций, отрицательно сказывающихся на общем развитии. В настоящее время учет межотраслевых взаимодействий и оценка сопряженных эффектов от развития туристской деятельности производятся с большими допущениями, что не способствует достоверности региональной оценки развития туризма.
Для целей управления формированием туристских продуктов и услуг, обеспечения безопасности туристской деятельности и предупреждения рисков необходимо создать реестр туристических продуктов, маршрутов и объектов, определить порядок проверки на соответствие существующим нормам и правилам.
Важнейшее значение для целей государственного регулирования и оценки маркетинговой ситуации субъектами туристического бизнеса имеет мониторинг состояния и динамики туристских потоков. На данном направлении необходимо организовать проведение комплекса научных исследований по разработке показателей и индикаторов, методики учета и механизма проведения мониторинга. На республиканском уровне определить методологию статистического учета для целей адекватного представления ситуации и динамики процессов в сфере туризма и для последующего использования в системе прогнозирования и государственного регулирования.