Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2025 ГОДА И О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 24.12.2012)


6.6. Разработка механизмов координации и взаимодействия органов исполнительной власти с муниципальными образованиями


Общее развитие туристской деятельности и туристской индустрии пространственно будет связано с формированием крупных промышленных узлов по кластерному типу, выделяемых в Схеме комплексного развития производительных сил Республики Саха (Якутия). В этом аспекте Стратегия развития туристской индустрии предполагает формирование ее пространственной структуры с привязкой к производственно-территориальным комплексам. Наиболее быстрое и масштабное развитие туризма следует ожидать в районах, где будет концентрироваться население. На современном этапе его развития более высокая туристическая активность наблюдается в наиболее населенных промышленных районах республики: Центральной, Южной и Западной Якутии. Северо-восточный территориальный кластер, располагающий большим рекреационным потенциалом, уже сегодня представляет значительный интерес как зона активности туристской деятельности. Следует отметить, что значительную роль в создании локальных зон отдыха и туризма играют крупные промышленные предприятия ОАО ХК "Якутуголь", АК "АЛРОСА" (ЗАО) и другие. Заинтересованность промышленных предприятий в создании зон отдыха и проведения досуга для своих работников создает условия реализации принципов и механизмов государственно-частного партнерства.

Ряд муниципальных районов республики, входящих в эти зоны, уже сегодня располагает туристской базой, развитой внешней инфраструктурой, базой стройиндустрии, а высокий уровень доходов населения в предстоящей перспективе будет способствовать ускоренному формированию спроса на туристские продукты и росту туристических потоков. Это определяет для муниципальных органов власти благоприятные предпосылки значительного расширения туристской деятельности, долгосрочного планирования организации досуга и отдыха для населения района, создания новых направлений туристской деятельности, разработки муниципальных программ развития и стимулирования активности туризма.

Стратегия не существует без оценки и расстановки сил, без организации взаимодействия и координации усилий.

Учитывая комплексный характер формирования и развития туристской индустрии как межотраслевого и межмуниципального кластера, также установившееся четкое разделение властных полномочий и сфер ответственности, важным стратегическим направлением выступает необходимость скоординированных действий исполнительных органов государственной и муниципальной власти. Их совместная деятельность координируется исходя из следующих соображений и сфер взаимных интересов:

разработки согласованных планов развития туристской деятельности;

оценки и регулирования допустимых нагрузок на природную среду;

рационального использования земельных участков и имущественного комплекса, находящегося в ведении республиканской и муниципальной власти;

предоставления налоговых льгот и средств государственной поддержки;

выделения и использования бюджетных финансовых ресурсов, государственных и муниципальных инвестиций;

контроля и мониторинга туристской деятельности, обеспечения безопасности;

централизованной целевой подготовки кадров для сферы туризма.

Исходя из этого, предстоит разработать механизмы координации и согласования совместных действий и принимаемых решений между республиканскими и муниципальными органами власти. Одной из оправдавших себя форм такого взаимодействия является Координационный совет по туризму - совещательный орган, который имеет полномочия рассматривать вопросы совместного ведения, формировать пути решения и вносить предложения в органы государственной власти, министерства и ведомства по вопросам организации туристской деятельности, проведения совместных мероприятий.

Практика доказывает состоятельность, перспективность и необходимость дальнейшего совершенствования такой формы координации действий, как заключение Соглашений между Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости и муниципальными органами власти по совместным действиям в области развития малого и среднего бизнеса, занятости и туристской деятельности.

В практике работы муниципальных образований закрепилось среднесрочное прогнозирование и программирование социально-экономического развития. В части развития туризма надо исходить из того, что в соответствии с разграничением властных полномочий и ответственности основная нагрузка за социально-экономическое развитие своих территорий приходится на муниципальные органы власти. Стремление развивать туризм как отрасль, обеспечивающую диверсификацию экономики, создающую дополнительные рабочие места, должно сопровождаться ясной и хорошо проработанной программой действий с наполнением конкретными бизнес-проектами и их экономическими обоснованиями. Для последующего согласования и координации необходимо разработать порядок отбора туристских проектов, представляемых муниципалитетами, для включения отдельных мероприятий соответствующего статуса в программы республиканского уровня.

Государственные целевые программы отраслевого уровня и межотраслевых комплексов - один из наиболее действенных механизмов, так как неизбежно охватывают пространственный аспект при формировании системы программных мероприятий. Согласование и увязка государственных и муниципальных программ предполагает создание системы программных документов, согласованных по содержанию туристской деятельности, созданию и территориальному размещению объектов туристской индустрии, привлекаемым ресурсам и взаимодействию туристических организаций.