Приоритетным проектом первого этапа формирования ОЭЗ ТРТ рассматривается создание туристского комплекса "Деревня ямщиков Еланка". Относительно самостоятельный проект он тесно связан тематически и организационно с туристской деятельностью центрального туристического комплекса ОЭЗ ТРТ в г. Якутске.
Большой потенциал туристского комплекса "Деревня ямщиков Еланка" определяет его роль в качестве одного из экономических кластеров, который должен являться исходной точкой развития не только Хангаласского улуса, но и прилегающих муниципальных образований. Эта особенность определяется рядом близких либо совпадающих экономических, природных, социально-культурных и иных условий, существующих в соседних улусах.
Развитие с. Еланка как туристского центра предусматривает использование нескольких потенциальных направлений туризма, объединенных единым замыслом:
1. Сельский туризм - основное направление туризма, тематически связано с историческими традициями русских ямщиков. Суть проекта - создание небольшой деревни в 10 - 15 домов, построенной по традициям ямщиков 18 - 19 веков. Здесь на постоянной круглогодичной основе будут проживать семьи, ведущие сельский образ жизни с натуральным хозяйством. При посещении и проживании в таких семьях турист имеет возможность получить полное погружение в образ и быт русских ямщиков, принять участие в сельских работах, ловле рыбы и охоте, уходе за домашними животными и скотом, ознакомиться с особенностями ямщицкой работы.
2. Культурно-познавательный туризм основан на интересе к огромному культурно-рекреационному потенциалу Хангаласского улуса, включающему многочисленные памятники природы, архитектуры, истории, литературы, археологии. Это почтовые тракты и старые соляные поварни, заброшенные железорудные копи, деревни первопоселенцев, первые ямщицкие станции, археологические раскопки древних и доисторических стоянок человека, наскальные рисунки и т.д. Эти объекты в ближайшем будущем должны занять особое место в системе объектов туристско-экскурсионного показа всего Хангаласского улуса.
3. Этнографический туризм тесно увязывается с сельским туризмом и основан на интересе потенциального потребителя к подлинной жизни народа, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Данные территории относятся к землям, на которых оставили след российские первопроходцы, начавшие их изучение и освоение, а в дальнейшем кардинально повлиявшие на изменение культуры и верований коренных народов. Поскольку основной интерес туристов стимулируется потребностью в отдыхе, то у этой категории туристов наибольшей популярностью будут пользоваться фольклорно-песенный, танцевальный элементы, предметы народных промыслов в качестве сувениров. Наиболее перспективно в этом плане использование исторических построек в качестве живых декораций для проведения мероприятий, основанных на элементах народной культуры и быта.
4. Событийный туризм будет опираться на привлечение массового контингента туристов, используя какое-либо событие культурной или спортивной жизни. Это могут быть фестивали, конкурсы, праздники и т.д., связанные с культурой русского народа - ямщиков, казаков. Например: песенные фестивали, праздники и торжества русского казачества и т.д.
Перечисленные направления туризма: сельский, этнографический, культурно-познавательный и событийный должны составить основу и специализацию туристского центра "Еланка".
5. Приключенческий, экстремальный и активный туризм - это новый вид историко-приключенческого туризма, уникальное специальное предложение на рынке - "Кочевые дороги ямщиков", "Ямщицкая верста" и др. Эти направления будут дополняться маршрутами на оленьих упряжках к кочевым эвенкам на р. Буотаму, маршрутами на снегоходах, лыжными переходами к зимним Ленским Столбам и т.д. К летним активным и приключенческим программам можно отнести конные маршруты, сплавы по р. Буотама и Синяя, пешеходные и велосипедные туры.
6. Экологический туризм двух видов: для туристов, профессионально интересующихся флорой и фауной нетронутой природы, и пребывание туристов в условиях проживания этнографических групп (эвенков-кочевников, якутов-коневодов и т.д.). Данный вид туризма активно развивается в отдаленных деревнях, располагаемых в пределах экологически чистых территорий. Привлекают туристов: пашни, покосы, пастбища, охотничьи угодья, места рыбалки, отдыха и развлечений. Эти объекты в ближайшем будущем должны занять особое место в системе объектов туристско-экскурсионного показа.
Проблемные вопросы.
Инфраструктура туризма включает в себя совокупность объектов тепло- и электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Значительная часть данных инфраструктурных единиц относится к инфраструктуре общего пользования и используется для целей туризма параллельно с использованием в других целях. Вместе с тем сфера туризма создает и свою внутреннюю специальную инфраструктуру, к которой относятся подъездные пути на территориях объектов туризма, а также пешеходные тропы и дорожки, автономные системы канализации и утилизации, отдельные сети и объекты энергетики, телекоммуникации.
В настоящее время в селе Еланка отсутствуют современные системы тепло- и электроснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации, недостаточно развиты системы телекоммуникаций.
Основным препятствием в развитии является отсутствие круглогодичной дороги с твердым покрытием, соединяющей с. Еланка с г. Якутском. Данное обстоятельство наряду с неразвитостью придорожного сервиса является серьезным препятствием для развития автомобильного туризма и доставки туристов к местам отдыха. Поэтому отсутствие дороги является проблемой, требующей быстрого разрешения. В настоящее время нет специализированных пассажирских водных перевозчиков, выполняющих рейсы до сел Улахан-Ан и Еланка.
Дальнейшее развитие проекта требует разработки в 2009 году ТЭО туристического комплекса в целом, включающего пакет высокоэффективных туристских продуктов, гостиничное хозяйство, внутреннюю и внешнюю инфраструктуру, а также подготовку туристических объектов на Ленских Столбах, на реках Буотама и Синяя, на стоянке Диринг Юрях и организацию транспортного обслуживания.