Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2025 ГОДА И О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 24.12.2012)

7. Создание особой экономической зоны ТРТ как механизма реализации государственно-частного партнерства и "полигона" привлечения инвестиций


ОЭЗ ТРТ "Северный Мир" в контексте Стратегии развития индустрии туризма на территории Якутии рассматривается как совокупность туристских объектов общероссийского значения, как форма государственного участия в развитии туризма, как средство привлечения федеральных источников финансирования для софинансирования инфраструктуры туризма.

Идеология государственно-частного партнерства находит в России все больше сфер для эффективного сотрудничества государства и частного капитала в целях ускорения экономического развития на основе взаимовыгодного сотрудничества. В плане взаимодействия органов власти и предпринимателей в процессе создания и функционирования ОЭЗ ТРТ также акцентируется внимание на принципах государственно-частного партнерства, которые заложены и в нормативно-правовую базу ОЭЗ. Официальные представители МЭРТ и Алтая признают, что ситуация в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа в Республике Алтай и Алтайском крае свидетельствует о том, что ОЭЗ являются хорошим примером государственно-частного партнерства.

Взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям: от создания совместных предприятий и совместного участия в инвестировании проектов до предоставления государственных гарантий по развитию бизнеса и режима благоприятствования по налогообложению. Принятый Правительством Республики Саха (Якутия) курс на оказание поддержки в формировании материальной базы туризма: строительство туристических объектов, приобретение в свое время круизных теплоходов, транспортное строительство практически на всех видах транспорта, создание надежных современных средств и систем связи и информатизации, гостиничных комплексов реально содействует и создает базу для развития туризма. Сегодня гостиничный бизнес начинает приобретать коммерческую самостоятельность. Многие задачи транспортного обслуживания решаются частными предприятиями.

Технология ОЭЗ ТРТ представляет собой механизм государственной поддержки становления и развития туристской индустрии и реализации государственно-частного партнерства. Общепринятой нормой в современной экономике развитых стран стало государственное участие в создании инфраструктурных объектов общего назначения и инвестирование тех сфер экономической деятельности, где отдача вложений не столько близка. При создании ОЭЗ ТРТ на территории республики государственное участие как федеральное, так и региональное в финансировании строительства туристических комплексов должно быть сосредоточено преимущественно на объектах внешней инфраструктуры. К примеру, в Республике Алтай государственное участие проявляется в софинансировании работ из государственного бюджета по реконструкции аэропорта в Горно-Алтайске. Сегодня аэропорт уже находится в частной собственности, тем не менее в федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиации" предусматривается выделение более 1 млрд. рублей на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, перрона, светосигнального и навигационного оборудования. Местные органы власти также считают, что для оптимального функционирования ОЭЗ ТРТ необходима реконструкция федеральной дороги М-52 ("Чуйский тракт"), строительство железнодорожной ветки Бийск - Горно-Алтайск.

Совокупность программных мероприятий в сфере транспортного строительства, вошедших в федеральные и республиканские программы: завершение строительства железной дороги до Якутска, реконструкция аэропорта "Якутск", реконструкция и строительство федеральных и республиканских автодорог и другие проекты открывают доступ к объектам туристического назначения.

Государственно-частное партнерство затрагивает и такие сферы, где коммерческая деятельность не имеет высокой эффективности или несет значительные риски. Государственно-частное сотрудничество присутствует и при создании новых предприятий, в определении их организационно-правовой формы. В Алтайском крае создан орган управления развития зоны ОАО "Особая экономическая зона туристско-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь". В уставном капитале этой компании Алтайскому краю принадлежит блокирующий пакет акций с целью прямого влияния на эффективность деятельности общества.

Разделение сфер участия государственных и частных структур в инвестировании определено так, что администрация края направляет бюджетные инвестиции на развитие внешней инфраструктуры ОЭЗ: строительство и реконструкцию наружных сетей и сооружений энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, аэропорта и автодорог. Однако администрация намерена участвовать и в строительстве внутренней инфраструктуры ОЭЗ в сумме около 30 млрд. рублей государственных средств. Для выполнения обязательств по софинансированию объектов инфраструктуры администрация в 2007 году выделила средства в размере 230 млн. рублей. На частные инвестиции будут построены туристские объекты общей стоимостью 100 млрд. рублей. В настоящее время официальный статус резидентов ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" получили 6 инвесторов, которые выразили намерение инвестировать 3 миллиарда рублей.

Для предприятий и организаций-резидентов ОЭЗ ТРТ законами субъектов Российской Федерации устанавливается пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Кроме того, льготы по налогу на имущество предоставляются резидентам в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества, также льготы по налогу за землю организации в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Схема инвестиционных вложений в ОЭЗ туристско-рекреационного типа определена Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации <6> для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение (региональные инвестиционные проекты) и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

     ________________

<6> Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 года N 134

В соответствии с Законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <7> и Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда РФ возможно использование трех вариантов государственной поддержки из федерального бюджета. Государственное участие в реализации инвестиционных проектов может быть осуществлено в трех вариантах. Долевое участие в каждом из вариантов определяется правилами инвестирования и определением прав собственности на создаваемые объекты. При реализации схемы ОЭЗ федеральное участие в схеме государственно-частного партнерства сводится в основном к финансированию объектов внешней и частично внутренней инфраструктуры. В суммарной стоимости комплекса инфраструктурные объекты занимают 19% (вариант I) <8>.

     ________________

<7> Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

<8> На данной стадии разработки проекта в оценке стоимости использовались данные о стоимости объектов, указанные в конкурсных документах, в предыдущем проекте ОЭЗ, аналоги строительной стоимости объектов из отечественной и мировой практики создания туристических объектов и продуктов.


---------T------------------------T-----------T--------------------------

         ¦                        ¦Минимальная¦     Долевое участие

 Варианты¦         Форма          ¦ стоимость +-------T-------T----------

         ¦                        ¦  проекта  ¦  РФ   ¦ РС(Я) ¦Инвесторы

---------+------------------------+-----------+-------+-------+----------

I    ¦ОЭЗ туристско-          ¦   5 000   ¦  19%  ¦  32%  ¦   49%

         ¦рекреационного типа     ¦ млн. руб. ¦       ¦       ¦

---------+------------------------+-----------+-------+-------+----------

   II    ¦Региональный            ¦    500    ¦  28%  ¦  21%  ¦   51%

         ¦инвестиционный проект   ¦ млн. руб. ¦       ¦       ¦

---------+------------------------+-----------+-------+-------+----------