Алмазогранильное производство в России является экспортно ориентированным, так как в силу своей специализации на огранке дорогостоящего сырья ориентировано на 90% на экспорт, что составляет 11% мирового производства бриллиантов. Доля якутских производителей бриллиантов составляет в общем объеме производства бриллиантов в России 1,94%.
Основной причиной роста производства бриллиантов в 2013 году является оживление мирового алмазно-бриллиантового рынка.
Согласно I варианту прогноза, в 2013 - 2018 г.г. при условии сохранения объемов реализации АК "АЛРОСА" (ОАО) алмазного сырья якутским гранильным заводам в прежних объемах 250 млн. долл. США в год, рост производства бриллиантов составит 3% ежегодно. При расчете прогноза учитывались следующие факторы:
рост цен на алмазное сырье;
фиксированный объем годовой реализации алмазного сырья АК "АЛРОСА" (ОАО) гранильным заводам Республики Саха (Якутия) - 250 млн. долл. США.
Часть приобретенного алмазного сырья (30%) реализуется гранильными заводами на вторичном рынке (75 млн. долл. США).
Согласно II варианту прогноза, в 2014 - 2018 г.г. ухудшение ситуации в мировой экономике отразится и на мировом алмазно-бриллиантовом рынке, что повлечет за собой и снижение продаж бриллиантов, являющихся экспортно ориентированной продукцией, в том числе и алмазогранильными заводами Республики Саха (Якутия).
Производство ювелирной продукции при ценах на золото в 2013 году (1 335 руб./за грамм) и замедлении роста экономики в 2014 - 2018 г.г. производство изделий по первому и второму варианту составит 3%.
Вступление России в ВТО негативно отразится на реализации ювелирной продукции, поскольку реализация осуществляется только на внутреннем рынке.
Также одной из причин незначительного роста объемов производства является смена сегмента ювелирной продукции. Учитывая снижение покупательского спроса и недостаток оборотных средств на приобретение золота, предприятия переходят на изготовление более востребованной ювелирной продукции из серебра, стоимость которой значительно ниже, чем из золота, в результате объемы производства снижаются.
Из ювелирных изделий бриллиантовой группы спросом пользуются более дешевые изделия со вставками из мелких бриллиантов.
Исходя из этого, практически все предприятия сегодня отказываются от новых расходов на развитие, что означает уход от экстенсивного роста, увеличивающего долговую нагрузку компаний. На первый план выходят умение экономить, повышение производительности, быстрая реакция на запросы потребителей. В таких условиях ожидается незначительный рост объемов производства ювелирной продукции.