В предстоящий период в экономике республики ожидаются существенные изменения, связанные с реализацией государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года", федеральных целевых программ "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" и "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)".
Дальнейшее развитие получит транспортная инфраструктура, что в значительной степени будет связано с освоением месторождений полезных ископаемых в Западной и Восточной Якутии, с реализацией инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии".
Объем перевозок грузов всеми видами транспорта в 2018 году ожидается на уровне 33,9 млн. тонн, что составляет 129% к 2013 году (по второму варианту - 115%). Основное увеличение объемов перевозок грузов ожидается на внутреннем водном (по первому варианту - 148,8%, второму - 124,6%) и автомобильном (по первому варианту - 124,2%, второму - 112,8%) транспорте.
На автомобильный транспорт приходится более 70% от общего объема грузоперевозок, наибольшие объемы перевозятся в районах с развитой производственной инфраструктурой - Алданский, Мирнинский, Ленский и г. Якутск. По первому варианту, в связи с реализацией Восточной газовой программы, ожидается рост грузовых перевозок в Ленском районе, при этом объем перевозимых грузов в 2018 году достигнет 23,6 млн. тонн (124% к уровню 2013 года). По второму варианту (без учета Восточной газовой программы) в 2018 году объем перевозок составит 21,4 млн. тонн (113%).
С 2013 года Ленский филиал ОАО "Сургутнефтегаз" осуществляет только технологические автомобильные грузоперевозки, которые согласно федеральному статистическому наблюдению N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" в объемах перевозок грузов автотранспортом не учитываются. В связи с этим, для сопоставимой оценки работы грузового автомобильного транспорта, показатели за 2012 год представлены без объемов филиала, доля которого от общего объема перевозок грузов по республике составляла 43%.
На показатели грузовой работы по внутреннему водному транспорту оказывает влияние рост поставок строительных материалов для реализации инвестиционных проектов. За прогнозный период по первому варианту (с учетом Восточной газовой программы) рост перевозок возрастет в 1,5 раза, по второму варианту - на 25%.
На железнодорожном транспорте по первому варианту предполагается увеличение объемов перевозок грузов (до 3,7 млн. тонн к 2018 году или в 1,5 раза больше уровня 2013 г.) в связи с вводом в эксплуатацию железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск до ст. Нижний Бестях, увеличением погрузки угля и объемов строительных материалов для строительства мостового перехода через р. Лена в районе г. Якутска. Также согласно реализации инвестиционного проекта "Комплексное развития Южной Якутии" в 2015 - 2016 годы ожидается ввод в эксплуатацию Инаглинского угольного комплекса и Таежного ГОКа, что также окажет влияние на рост объемов перевозки грузов железнодорожным транспортом. Второй вариант принят без учета инвестиционных проектов Южной Якутии (до 3,0 млн. тонн к 2018 году или в 1,2 раза больше уровня 2013 г.).
По трубопроводному транспорту грузооборот увеличится на 45% в 2018 году, что обусловлено вводом в эксплуатацию новых объектов магистрального газопровода, газопроводов-отводов, внутри- и межпоселковых сетей.
Возрастет транспортная подвижность населения республики, объем пассажироперевозок в 2018 году по сравнению с 2013 годом по первому варианту возрастет на 10%, по второму варианту - на 5,6%.
Наибольший рост приходится на речной (по первому варианту - 36%, второму - 31%), авиационный (12,5% и 12,2%) и железнодорожный (25% и 20%) транспорт, что обусловлено реализацией программ субсидирования перевозок пассажиров на воздушном, речном и железнодорожном транспорте.
Ежегодный рост пассажиропотока на речном и авиационном транспорте связан с увеличением объема субсидий на социально значимые перевозки. По железнодорожному транспорту на существенное увеличение пассажиропотока окажет влияние начало курсирования пассажирских поездов со станции Нижний Бестях, основной рост планируется по пассажирообороту из-за увеличения протяженности железнодорожной линии на 439 км - в 2018 году ожидается рост в 1,7 р. к 2013 году, пассажироперевозки возрастут на 37%.
Важнейшими задачами транспортного строительства в прогнозный период являются ввод пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) протяженностью 439 км, доведение до норм постоянной эксплуатации железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, начало строительства автодорожного мостового перехода через реку Лена и строительство транспортно-логистического центра на ст. Нижний Бестях.
Продолжится строительство автомобильных дорог федерального значения "Вилюй", "Колыма" и "Лена", регионального значения - "Амга", "Алдан", "Кобяй" и "Умнас". Протяженность автомобильных дорог общего пользования остается на уровне 26,5 тыс. км, при этом протяженность дорог с твердым покрытием увеличится до 8,7 тыс. км к 2018 году.
С созданием Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) осуществляется переход на нормативное финансирование дорожной отрасли республики. В целях создания муниципальных дорожных фондов в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2014 года будут предусматриваться отчисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов государственного бюджета республики от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизтопливо, моторные масла для двигателей, производимые на территории Российской Федерации. За счет средств муниципальных дорожных фондов будут осуществляться ремонт автомобильных дорог общего пользования в населенных пунктах, капитальный ремонт и ремонт улично-дорожной сети поселений, а также содержание автодорог общего пользования населенных пунктов.