Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия) в 2014 - 2018 г.г. продолжит развиваться в направлении повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения, улучшения качества обслуживания и ремонта жилищного фонда, снижения нерациональных затрат.
В настоящее время уровень благоустройства жилищного фонда продолжает отставать от показателей большинства регионов Дальневосточного федерального округа: централизованным отоплением охвачено 74,5% (рост на 1 п.п. по сравнению с 2012 годом) жилищного фонда, уровень обеспеченности водопроводом и водоотведением за последние три года не увеличивается и составляет только 54% и 53% соответственно.
За прогнозный период жилищный фонд Республики Саха (Якутия) увеличится на 2,7 млн. кв. м (по второму варианту - на 2,25 млн. кв. м) и составит 22,8 (22,4) млн. кв. м, что на 13% (на 11%) больше уровня 2013 года.
Объем отпуска теплоэнергии в связи с увеличением площади жилищного фонда, строительством новых зданий и сооружений будет увеличиваться меньшими темпами в связи с реализуемыми мероприятиями энергосбережения и достигнет к 2018 году 14 999 тыс. Гкал (по второму варианту - 14 974 тыс. Гкал), что составит к уровню 2013 года 103,2% (103,0%).
Особенностью тарифного регулирования организаций коммунального комплекса в 2013 году является изменение тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2013 года. При формировании тарифов учтены фактические цены на топливные ресурсы (нефть, уголь, газоконденсат, дизельное топливо) навигации 2012 года, сохранены схемы доставки угля водным фрахтом. В соответствии с принятыми изменениями в законодательстве устанавливаются тарифы на горячую воду из открытой системы горячего водоснабжения (теплоноситель). Продолжается регулирование тарифов на услуги нецентрализованной канализации с учетом необходимых затрат на содержание и ремонт септиков и канализационных сетей.
Правительством Республики Саха (Якутия) ежегодно проводится политика сдерживания цен на жилищно-коммунальные услуги для населения. Ежегодно в государственном бюджете республики предусматриваются средства на компенсацию разницы тарифов на коммунальные услуги. Так, в 2012 году стоимость предоставленных жилищно-коммунальных услуг населению составила 28,2 млрд. рублей, в том числе коммунальных услуг - в размере 23,8 млрд. рублей. При этом платежами населения возмещается менее половины расходов организаций коммунального комплекса - 9,3 млрд. рублей. Разница организациям коммунального комплекса возмещается в форме субсидий за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Уровень возмещения населением затрат за предоставленные коммунальные услуги в 2012 году не превышает 40%.
Правительством Российской Федерации принято решение в 2013 году ограничить рост платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги - не более 12% с 1 июля 2013 года, в среднегодовом исчислении не более 6%.
Таким образом, расходы государственного бюджета республики на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов в 2013 году составят 13,3 млрд. руб., что на 18% больше уровня 2012 года (11,2 млрд. рублей).
По предварительным расчетам объем субсидий организациям коммунального комплекса в связи с государственным регулированием тарифов с учетом роста благоустройства жилищного фонда, вводом жилья, подключением частного сектора к централизованному отоплению, передачи содержания жилищного фонда АК "АЛРОСА" муниципальным образованиям Мирнинского района в 2014 году (п. Удачный, п. Айхал и г. Мирный), а также с принятием на обслуживание систем коммунальной инфраструктуры п. Тикси-3 от Минобороны России составит в 2014 году - 16,7 млрд. руб., в 2015 г. - 17,3 млрд. руб., в 2016 году - 17,9 млрд. руб. и к 2018 году возрастет до 24,3 млрд. руб. (в 1,8 раза больше уровня 2013 г.).
Первый вариант прогноза субсидий организациям коммунального комплекса до 2016 года составлен в условиях бюджетных ограничений и с учетом секвестра расходов государственного бюджета республики. Объем субсидий в 2014 г. составит 14,6 млрд. руб., в 2015 г. - 13,2 млрд. руб., в 2016 году - 14,2 млрд. руб.
Второй вариант, а также 2017 и 2018 годы первого варианта включают объемы субсидий организациям коммунального комплекса с учетом экономически обоснованных прогнозных индексов-дефляторов в соответствии с прогнозными индексами Минэкономразвития России.
Рост платы граждан за коммунальные услуги принят в рамках индекса потребительских цен.
В прогнозный период перед организациями коммунального комплекса республики ставится задача повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения с одновременным снижением нерациональных затрат, не ухудшающих качество обслуживания, ремонт жилищного фонда, оказание жилищно-коммунальных услуг населению.
В соответствии с государственной программой республики "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012 - 2016 годы" предусматривается проведение комплекса мер, направленных на повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, устойчивость и надежность функционирования коммунальных инженерных систем жизнеобеспечения, модернизацию и техническое перевооружение объектов жилищно-коммунального комплекса. В связи с реализацией данной программы уровень износа коммунальной инфраструктуры постепенно будет уменьшаться и составит к 2018 году менее 52% при сложившемся на сегодня уровне 57,6%.