ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 года N 477-П
О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
С 2007 года по 2012 год в Краснодарском крае действовала краевая целевая программа повышения безопасности дорожного движения в Краснодарском крае, утвержденная Законом Краснодарского края от 6 марта 2007 года N 1189-КЗ.
Несмотря на принятый комплекс мер правового, административного и организационного характера, в целом ситуация на дорогах края не улучшилась, сохраняется высокий уровень аварийности на дорогах.
Необходимо отметить, что за указанные 5 лет увеличилось количество автотранспортных средств на дорогах Краснодарского края. Особенно это заметно в крупных муниципальных образованиях Краснодарского края: город Краснодар, город-курорт Сочи, город Новороссийск, город-курорт Геленджик, город-курорт Анапа. Ежегодное увеличение количества автотранспортных средств делают проблему безопасности дорожного движения особенно актуальной.
В последние годы в массовом порядке изменяется функциональное назначение объектов с преобразованием индивидуальной жилищной застройки в объекты массового тяготения, в первую очередь на магистральных улицах населенных пунктов. Проводится застройка ранее свободных территорий, прилегающих к проезжей части улиц. Создаваемая дополнительная нагрузка на улично-дорожную сеть не сопровождается проведением соответствующих мероприятий по увеличению пропускной способности улиц, созданию альтернативных маршрутов движения.
Все это негативно влияет на пропускную способность улично-дорожной сети и уровень безопасности дорожного движения. Проблемы транспортных заторов приобрели социальный масштаб. Негативное отношение населения городов к реализуемой в настоящее время градостроительной политике, недостаточному развитию транспортной инфраструктуры широко обсуждается в социальных сетях и порождает многочисленные жалобы в органы государственной власти.
В настоящее время в Краснодаре потребность во внеуличных (обособленных от проезжей части) стоянках удовлетворена в среднем лишь на 10 - 12 процентов, что провоцирует водителей на вынужденную парковку в неустановленных местах. Аналогичная ситуация складывается и в других крупных городах Краснодарского края.
До настоящего времени в городах нет четкого, подкрепленного реальным финансированием плана развития дорожной инфраструктуры. Проводимые работы по ремонту покрытия проезжей части без ее расширения и строительства транспортных развязок и пешеходных переходов в двух уровнях не решают транспортных проблем.
В условиях постоянного увеличения количества автотранспорта при недостаточных темпах развития улично-дорожной сети особую значимость приобретают вопросы, связанные с эффективной организацией грузового движения. В вечернее и ночное время на улицах населенных пунктов, в большинстве случаев непосредственно на проезжей части, оставляется на хранение значительное количество грузового транспорта (и прицепов), в том числе иногороднего, прибывающего в населенных пункты и ожидающего погрузки-разгрузки. Стоянка грузового транспорта создает предпосылки для возникновения аварийных ситуаций и снижает пропускную способность улиц. Бесконтрольное хранение грузового транспорта создает угрозу общественной безопасности с точки зрения возможности использования его в террористических и других противоправных целях. В то же время транспортная логистика практически отсутствует.
Негативное влияние на бесперебойность движения оказывает низкий уровень развития комплексной системы организации движения. Во многих муниципальных образованиях до настоящего момента не разработаны отвечающие нормативным требованиям проекты организации дорожного движения. Отсутствует четкая система маршрутного ориентирования в населенном пункте. Не развита маршрутизация грузовых транспортных потоков, в том числе перевозящих опасные грузы.
Как следует из мировой практики, введение автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) снижает транспортные задержки практически на треть. Вместе с тем из 336 имеющихся на улично-дорожной сети города Краснодара светофорных объектов только 90 (26 процентов) включены в АСУДД. Кроме того, несмотря на износ светофорного хозяйства, в 2012 году не проведена реконструкция ни одного светофорного объекта, и ни один из них не включен в АСУДД.
Еще одной причиной транспортных задержек является практически повсеместное отсутствие заездных карманов и остановочных площадок на остановках общественного транспорта. Маршрутные транспортные средства, останавливающиеся в полосе движения, существенно снижают пропускную способность улиц, а в случае отсутствия возможности объезда являются причиной транспортных заторов.
Существенным фактором, влияющим на состояние аварийности в Краснодарском крае, является крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения.
Свыше 80 процентов всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств.
Совершенно очевидно, что знание Правил дорожного движения является одной из важнейших составляющих транспортной культуры населения, но для обеспечения правильного поведения участников дорожного движения необходимо практическое закрепление правил и навыков езды. Следует отметить также, что не на должном уровне проводится пропаганда правомерного поведения на дорогах, ориентированная на разные возрастные и социальные категории участников.
В целях обеспечения системного подхода к решению проблемы высокой аварийности на дорогах Краснодарского края Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Рекомендовать департаменту транспорта Краснодарского края в срок до 1 октября 2013 года:
1) завершить работу над формированием мероприятий подпрограммы по обеспечению безопасности дорожного движения в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы для включения их в государственную программу Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная деятельность";
2) внести в установленном порядке на рассмотрение главы администрации (губернатора) Краснодарского края представление о создании подведомственного государственного учреждения по управлению подпрограммой в области обеспечения безопасности дорожного движения;
3) разработать совместно с департаментом автомобильных дорог Краснодарского края критерии оценки деятельности муниципальных образований Краснодарского края по реализации органами местного самоуправления полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе эффективности реализации мероприятий муниципальных программ в указанной сфере.
2. Рекомендовать министерству финансов Краснодарского края ежегодно обеспечивать необходимый объем финансирования из средств краевого бюджета на реализацию мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
3. Рекомендовать министерству образования и науки Краснодарского края в срок до 1 октября 2013 года:
1) обеспечить закрепление всех "школьных" автобусов, используемых для перевозки детей, за транспортными организациями, имеющими необходимую производственно-техническую базу для хранения автобусов, проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей, проверки технического состояния автобусов при их выпуске на линию;
2) подготовить предложения по созданию и функционированию в Краснодарском крае системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, участвующих в обучении детей основам безопасности дорожного движения и оказанию первой помощи;
3) совместно с департаментом транспорта Краснодарского края:
создать комиссию с привлечением депутатов и сотрудников Законодательного Собрания Краснодарского края, ГБУЗ "Региональный центр медицины катастроф" министерства здравоохранения Краснодарского края, иных профильных министерств, департаментов и ведомств для проверки деятельности по оказанию квалифицированных и качественных услуг по подготовке и переподготовке водителей в автошколах на территории Краснодарского края;
обеспечить надлежащую подготовку, переподготовку и стажировку водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, только в специализированных учебных центрах.
4. Рекомендовать министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края в срок до 1 октября 2013 года подготовить предложения о внесении изменений в Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 года N 1267-КЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае" в части законодательного закрепления форм и методов участия граждан в обеспечении безопасности дорожного движения.
5. Рекомендовать департаменту молодежной политики Краснодарского края совместно с министерством образования и науки Краснодарского края организовывать проведение мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
6. Рекомендовать министерству строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края в срок до 1 ноября 2013 года разработать и утвердить порядок размещения объектов массового притяжения транспорта (жилых микрорайонов, гипермаркетов, административных зданий и подобных объектов) и реконструкции (перепрофилирования) зданий различного функционального назначения, определяющий обязательную предварительную проработку вариантов организации движения, для обеспечения безопасности дорожного движения и пропускной способности существующей улично-дорожной сети, учитывающий необходимость реализации мероприятий по организации движения до начала строительства объектов.
7. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края в срок до 1 ноября 2013 года:
1) принять меры по строительству и обустройству приобъектных парковок для транспорта, прибывающего к существующим местам массового притяжения транспорта и объектам инфраструктуры;
2) создать межведомственные комиссии по рассмотрению вопросов строительства объектов улично-дорожной сети с разработкой положения, определением состава, регламента работы и взаимодействия этих комиссий;
3) обеспечить разработку и утверждение в установленном порядке проектов организации дорожного движения по всей улично-дорожной сети общего пользования местного значения с реализацией соответствующих мероприятий по организации дорожного движения;
4) разработать муниципальные программы по реализации мероприятий, обеспечивающих безопасность дорожного движения, эффективное снижение транспортной напряженности и минимизацию количества заторов на улицах, в том числе внедряя интеллектуальные системы управления дорожным движением;
5) провести работу по инвентаризации всех автомобильных дорог в границах муниципального образования по определению собственников (бывших собственников) автомобильных дорог, в случае необходимости - признать их бесхозяйными для включения их в единый государственный реестр автомобильных дорог;
6) актуализировать и утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
7) ежегодно предусматривать в бюджетах муниципальных образований расходы на дорожную деятельность согласно утвержденным нормативам финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения;
8) внести изменения в градостроительные регламенты муниципальных образований, определив обязательность ограничений перевода земельных участков в переделах линий перспективных дорог, определенных генеральными планами, из жилых, общественно-деловых и других зон в зоны инженерной и транспортной инфраструктур. Зарезервированные и свободные от застройки земельные участки в пределах линий перспективной транспортной сети использовать для размещения открытых автостоянок, парковок;
9) организовать информационно-пропагандистскую деятельность по профилактике дорожно-транспортных происшествий (создание специализированных телерадиопрограмм, посвященных безопасности дорожного движения, печатных изданий, выпуск и распространение социальной рекламы и наглядной агитации);
10) обеспечить внедрение во всех общеобразовательных учреждениях паспортов дорожной безопасности, рекомендованных к применению Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации;
11) обеспечить работоспособность аппаратно-программных комплексов определения интенсивности и параметров движения транспортных средств и аппаратно-программных комплексов идентификации транспортных средств, приобретенных в рамках ведомственной целевой программы "Создание системы комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности Краснодарского края на 2011 - 2013 годы";
12) организовать выполнение положений Закона Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств" в части обеспечения и функционирования на территории муниципальных образований диспетчерских центров перемещения и хранения транспортных средств;
13) рассмотреть вопрос о создании муниципальных дорожных фондов, разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок их формирования и использования.
8. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Туапсе в срок до 30 ноября 2013 года:
1) проработать вопрос строительства перехватывающих паркингов в районе конечных станций общественного транспорта, а также площадок для отстоя транспорта и грузовых терминалов на подходах к городу, на которых возможна перегрузка грузов с большегрузного на малотоннажный транспорт для дальнейшего следования товаров к потребителям;
2) принять меры по выделению обособленных полос движения для маршрутов общественного транспорта;
3) провести рейды по выявлению фактов нарушения правил остановки (стоянки) транспортных средств;
4) рассмотреть и при необходимости принять решение о дополнительной установке дорожных знаков, запрещающих стоянку большегрузных автомобилей на территории муниципальных образований;
5) принять меры по ликвидации незаконно установленных ограничительных препятствий для проезда автомобильного транспорта, а также въезда на оборудованные стоянки и заездные карманы парковок, расположенных на землях общего пользования.
9. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края совместно с органами управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения в административных границах Краснодарского края, дорогами регионального или межмуниципального значения:
1) усилить контроль за эксплуатационным состоянием технических средств организации дорожного движения на улично-дорожной сети;
2) принять меры к обеспечению безопасности движения пешеходов в части устройства переходов в разных уровнях в соответствии с нормативными требованиями;
3) при планировании работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети учитывать повышение интенсивности движения транспорта по основным направлениям движения в курортный период.
10. Рекомендовать главам муниципальных образований город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Краснодар, город Новороссийск, Абинский район, Апшеронский район, Выселковский район, Гулькевичский район, Динской район, Кавказский район, Каневской район, Новопокровский район, Северский район, Славянский район, Тимашевский район и Туапсинский район в срок до 1 октября 2013 года принять меры к установке имеющихся комплексов автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения и камер системы "Ураган", их надлежащему содержанию, обслуживанию и ремонту.
11. Рекомендовать УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю:
1) совместно с ГБУЗ "Региональный центр медицины катастроф" министерства здравоохранения Краснодарского края провести анализ и усилить контроль за качеством обучения водителей всех видов и категорий автотранспортных средств;
2) усилить контроль за правильностью парковки (стоянки) автотранспорта на территории муниципальных образований;
3) усилить контроль и принять меры по недопущению работы на территории Краснодарского края нелегальных перевозчиков;
4) систематически обучать приемам оказания первой помощи личный состав УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
12. Рекомендовать управлению информатизации и связи Краснодарского края, департаменту транспорта Краснодарского края, органам местного самоуправления Краснодарского края в срок до 30 октября 2013 года завершить работу по передаче/принятию на баланс комплексов автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи.
14. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ