Действующий

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2012 ГОДУ

Заключение


При принятии в 1991 году Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина были заложены правовые основы учреждения института Уполномоченного по правам человека, который сегодня один из молодых в системе государственных органов современной России: ему всего 15 лет. Он не принадлежит ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветвям власти.

Край стал 21-м регионом, где был учрежден этот институт. 11 ноября прошлого года исполнилось 10 лет со дня принятия закона "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае". В ноябре 2012 года состоялась межрегиональная конференция "Институт Уполномоченного по правам человека в системе специальной государственной правозащиты", приуроченная к 10-летию учреждения должности Уполномоченного. Ее организатором выступили Алтайское краевое Законодательное Собрание и Уполномоченный. В рамках конференции Уполномоченные по правам человека из соседних территорий поделились с собравшимися (а участие в мероприятии принимали более 150 человек) опытом своей работы.

По мнению ее участников институт Уполномоченного по правам человека, являясь специализированной системой защиты прав граждан, призван отслеживать нарушения их прав и интересов и способствовать восстановлению нарушенных прав. В основе его работы лежат положения международного права, нормы законодательства РФ, принципы гуманности и справедливости. Задачи Уполномоченных по правам человека не только в том, чтобы защищать и способствовать восстановлению прав конкретного человека, но и в совершенствовании механизма их обеспечения, повышении эффективности правового регулирования в этой сфере, а также деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, в целом способствовать улучшению условий жизни жителей региона.

По меркам истории, 10 лет - совсем небольшой срок, чтобы делать выводы о том, насколько эффективнее с учреждением этого института в крае стали работать органы власти и как изменилось положение с реализацией прав и свобод граждан. По инициативе депутатов краевого парламента, губернатором края в 2006 году утверждены Концепция защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а в 2010 году мероприятия по повышению правовой культуры населения. В документах сформулированы конкретные направления совершенствования работы в этой сфере, формирования системы правового просвещения.

Важным итогом деятельности следует считать создание и работу Экспертного Совета при Уполномоченном, который осуществляет свою деятельность через секции по соблюдению трудовых и жилищных прав, по социальным вопросам, по правовому просвещению, по соблюдению прав человека в системе правоохранительных органов.

Надежными партнерами в работе стали высшие учебные заведения. Наличие правовых знаний у молодежи сегодня крайне актуально, поскольку правовое государство требует соответствующей культуры его граждан.

Помогает в правозащитной работе такая форма, как подготовка и рассылка специальных докладов. На их основе даны рекомендации органам местного самоуправления по соблюдению трудовых прав работников, по возможности реализации населением права на осуществление местного самоуправления, по соблюдению прав отдельных категорий граждан на жилище, право на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинг реализации прав человека в этих правоотношениях показывает, что рекомендации Уполномоченного услышаны, большая часть их, как правило, исполнена, что приводит к изменению ситуации.

Регулярное участие в сессиях краевого парламента и заседаний его комитетов, работе Общественных Советов краевых структур органов власти, рабочие встречи с руководителями управлений содействуют решению конкретных проблем защиты прав человека и позволяют своевременно вносить коррективы в свою деятельность.

Позитивное влияние на повышение эффективности правозащитной деятельности оказывают Соглашения о сотрудничестве. На их основе строится работа с Государственной инспекцией труда, краевым Управлением по труду и занятости населения, Управлением федеральной службы исполнения наказаний и Главным управлением Министерства юстиции, Главным управлением внутренних дел и рядом других ведомств. Проводится обмен информацией, совместные проверки, приемы граждан по личным вопросам, что позволяет оперативно реагировать на самые различные жалобы и обращения. В соответствии с соглашением ведется эффективная работа по рассмотрению заявлений о гражданстве, регистрации по месту пребывания и документированию личности граждан с Управлением Федеральной миграционной службы РФ в Алтайском крае. Осуществляется деловое сотрудничество с Арбитражным судом края и Алтайским Краевым судом, Федеральной регистрационной службой, Роспотребнадзором и Главным бюро МСЭ, отделениями Пенсионного фонда РФ и Фонда социального и обязательного медицинского страхования.

Используя право законодательной инициативы, Уполномоченный направил в различные инстанции предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты. Они касались закона "О банкротстве...", соблюдения прав граждан, пострадавших от ядерных взрывов, вопросов здравоохранения и целого ряда других. Были учтены предложения о внесении изменений в жилищное законодательство. Теперь функцией контроля и проверок деятельности управляющих компаний наделены государственные жилищные инспекции, органы местного самоуправления. Предложения в краевые органы власти учитывались при принятии нормативных правовых актов соответствующего уровня.

Практика показала, что институт Уполномоченного способен эффективно влиять на соблюдение прав и свобод человека в крае, противодействовать бюрократизму, ведомственности и корпоративности. Растет не только востребованность правозащитного института как посредника между органами власти и гражданским обществом, растут и требования, предъявляемые к нему.

Права человека настолько всеобъемлющи, что точно указать место и роль Уполномоченного затруднительно. Ясно, что он не должен строить свою работу как бюро жалоб и обращений граждан. Нужно исходить из того, что институт является публичным органом, а по своей природе - демократическим и гражданским.

Иногда встречаешься с неприкрытым желанием манипулировать мнением Уполномоченного. Будучи контрольным органом, он не может подменять контролируемые органы в формировании их политики. Очень часто приходится сталкиваться с ожиданиями, что он будет действовать как орган давления на тех, кто принимает решения, на содержание решений или, наоборот, будет издавать и публиковать различные призывы. Уполномоченный должен быть независимым, он обязан остерегаться манипулирования, впутывания в политику и следовать принципу: "Служу всем, но никому не являюсь слугой". Важно принципиальное дистанцирование от деятельности какой-либо партии и движения, но взаимодействие с ними, если вопрос касается прав человека.

В одной из своих речей (08.02.2008 "Стратегия развития России до 2020 года") Президент России В.В.Путин сказал: "Будущее российской политической системы определено стремлением... миллионов наших граждан к индивидуальной свободе и социальной справедливости... Работа здесь рассчитана на годы. И она обязательно продолжится с помощью просветительской деятельности, воспитания гражданской культуры. Через повышение роли неправительственных организаций, уполномоченных по правам человека, общественных палат". Ярким подтверждением этих слов является его встреча с Уполномоченными, прошедшая в Кремле в августе прошлого года. Он сказал: "... считаю, что вы являетесь моими прямыми союзникам в работе по защите интересов и законных прав наших граждан. А это... и для Президента является важнейшей частью... работы, смыслом и целью всей деятельности".

Тем, кто позиционирует себя как защитник прав человека, нужно доступными мерами, в рамках законов и норм международного права, в своей работе добиваться обеспечения гарантий защиты прав и свобод человека на территории края, их соблюдения всеми без исключения органами власти и местного самоуправления и их должностными лицами.

Важно внедрить в общественное правосознание и реализовать на практике самые сложные и самые важные правила защиты прав человека: первое - нужно, чтобы человек сам осознавал свое право и мог его защищать. Права человека реализуются только через его волю, и второе - наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.

Уполномоченный по правам человека
в Алтайском крае
Ю.А.ВИСЛОГУЗОВ