Действующий

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2012 ГОДУ

10.2. Правовое положение граждан в сфере миграционного учета


В своей деятельности по защите прав граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства Уполномоченный тесно взаимодействует с Управлением Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю (далее - УФМС). Несмотря на принимаемые меры по улучшению деятельности подразделений этого ведомства, переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде, к Уполномоченному поступают обращения жителей края, которые в течение длительного времени по разным причинам не могут получить российское гражданство и паспорт. В 2012 году таких заявлений было 39 (2011 - 23). Число обратившихся по иным вопросам миграционного законодательства осталось на уровне прошлых лет.

Проблема легализации мигрантов, проживающих в Алтайском крае, не один год остается острой и, как правило, трудно решаемой. Не узаконив свое пребывание в России, они стали лицами без гражданства, лишенными элементарных гражданских прав, либо продолжают оставаться гражданами бывших республик СССР. Действующее законодательство обязывает лиц, претендующих на гражданство РФ, представлять документы, подтверждающие его личность и наличие (отсутствие) у него гражданства другого государства, а также ряд других документов. Часто это для мигрантов является большой проблемой.

Наиболее сложно решаются вопросы по определению правового статуса и гражданской принадлежности осужденных. Как показывает практика работы, хотя работниками системы исполнения наказаний и федеральной миграционной службы проводится большая работа по документированию осужденных, положение лиц без статуса остается сложным. После освобождения люди не имеют четкого представления о том, куда им следует обращаться и что делать для того, чтобы жить, не нарушая закон. Не могут получить гражданство после отбытия наказания лица, имея судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Поэтому они, оставаясь на территории России, в том числе и у нас в крае, лишены возможности легального проживания и, как следствие, собственной социализации и вынуждены перебиваться случайными заработками, не имея социальных гарантий.

В аппарат Уполномоченного обратился бывший осужденный В., в 30 лет, имея за плечами не один срок, однако при этом паспортом гражданина РФ не документирован, имеет непогашенную судимость. При большом нежелании возвращаться в места лишения свободы, в связи с отсутствием гражданства, он столкнулся с проблемой невозможности легально трудоустроиться, получать медицинскую помощь. Заявителю была оказана помощь в получении необходимых документов для решения вопроса гражданства в судебном порядке.

Совместная деятельность не ограничивается просьбами Уполномоченного к руководству УФМС о рассмотрении обращений граждан. Правила пребывания иностранных граждан на территории РФ и условия осуществления ими трудовой деятельности регламентированы Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". При соблюдении самими иностранцами установленных законом требований они во многих отношениях могут пользоваться теми же правами, что и граждане России.

В целом следует отметить тенденцию к росту уровня правовой грамотности иностранных граждан и работодателей, использующих труд иностранных граждан. Регулярно проводились выездные проверки соблюдения трудового законодательства в части привлечения к трудовой деятельности мигрантов, в которых принимал участие и сотрудник аппарата Уполномоченного. У ряда работодателей были выявлены нарушения миграционного законодательства, за что часть из них привлечена к административной ответственности.

К сожалению, нельзя не отметить правовой нигилизм определенной части граждан, которые годами проживают без необходимых документов и обращающихся за получением паспорта гражданина только тогда, когда это становится необходимым для них самих, при этом жалуясь на длительность рассмотрения вопроса определения их правового статуса.

Решению многих проблем в миграционной сфере также способствовало бы неукоснительное исполнение должностных регламентов по оказанию услуг, работа консульств и пограничных служб в государствах исхода по разъяснению порядка приобретения гражданства Российской Федерации и о негативных последствиях нелегального проживания. Изменения, внесенные в законодательство в конце 2012 года, упрощают урегулирование правового положения ряда категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации.